Звезды

Алина Крочева: Творчество для меня – это игра в долгую

Молодая московская певица, работающая в жанре «поп-кинематографичной музыки», этой весной выпустит свой дебютный альбом «Будь со мною нежным»

30.03.2020 09:29:33

Алина Крочева: Творчество для меня – это игра в долгую
Алина Крочева: Творчество для меня – это игра в долгую Фото: пресс-служба МИА Кушнир Продакшн

Мы встретились с Алиной и узнали, как проходит работа над материалом, почему она выбрала такой необычный музыкальный стиль музыки 60-х, что её привлекает в той эпохе и на что она никогда не согласится пойти ради славы.

Алина, говорят, последнее время вы посвятили работе над вашим дебютным альбомом.

Да, это правда, сейчас работаю над своим первым альбомом, до этого у меня выходили только синглы. Это будет миниальбом-посвящение шестидесятым, в него войдут песни, которые я нашла на старых пластинках из бабушкиной коллекции. Это не самые известные песни эпохи оттепели, а какие-то из них и более старые, но в целом все они из советского прошлого.

Я очень прошу своих слушателей рассматривать этот альбом ни в коем случае не как ретроспективу того времени, а скорее как мечту или миф. Поскольку, конечно же, это моя персональная интерпретация, очень личная и камерная история. Посвящение моей бабушке, которая привила мне любовь к музыке, и еще дань культурным традициям нашей страны.

То есть вы делаете кавер-версии композиций той эпохи, при этом немного меняете стилистику и настроение песен. Расскажите, как всё это происходит, каким образом приходит понимание, что что-то нужно оставить как есть, а во что-то можно добавить авторское прочтение?

Из оригинальных версий мы берем только мелодию и текст, но развиваем гармонии, добавляем соло, освежаем аранжировки, иногда добавляем динамики, чтобы адаптировать материал для сегодняшнего слушателя. Но не уводим уж совсем в современность - никакого дабстепа или техно. Мы остаемся в рамках довольно классической подачи - это четко различимая лирика, форма  песни куплет - припев. Настроение, которого стараемся придерживаться, ностальгическое, но не антикварное. Стараемся делать все со свежестью и легкостью, без нафталина. Не с грустью, а скорее со светлой надеждой. Такие мечтания о шестидесятых, как в черно-белом кино или старых советских фильмах.

А какую песню вы «переработали» в первый раз в жизни? Когда это было?

У меня довольно долго не было авторской музыки, несколько лет мы выступали как кавер-бэнд, начинали вообще с джазовых стандартов. В этом смысле не было речи о переработке - джазовые стандарты в принципе даны как поле для экспериментов: джем-сейшены, тематические концертные программы, посвящения различным композиторам, эпохам. Но в какой-то момент я решила посмотреть, есть ли что-то похожее в истории русской сцены, какие аналоги по качеству, по достоинству, по уровню можно найти в отечественной эстраде. И  нашла музыку шестидесятых, как мне кажется, очень достойную, не совсем еще позабытую, но и не лежащую на поверхности. Первой такой песней, которая попала ко мне в репертуар, была «Ты не печалься» Майи Кристалинской.

Есть ли у вас любимая песня в альбоме?

О боже, да! А так можно? Я ругаю себя за наличие любимчиков (смеется). Раскрываю тайну. Это «Идут дожди». У нее очень интересная история создания, это две совершенно разные песни: разных исполнителей и авторов, разных лет. Но на репетиции мне показалось, что они очень похожи по настроению, и я предложила музыкантам попробовать объединить их. Сейчас уже не поворачивается язык называть эту песню попурри, потому что это гораздо большее. Слившаяся воедино история двух музык, которая объединилась очень органично и, как мне кажется, превратилась в такую бесконечную пластинку. Ее можно слушать по кругу, одну песню, вторую и даже не замечать, как они перетекают друг в друга. Для меня это чудо и самая любимая песня на альбоме, а может и вообще в репертуаре.

В новостях о выходе альбома вы говорите, что с удовольствием бы переместились в 60-е. Почему вам кажется, что вам бы было там комфортнее?

На мой взгляд, это было более светлое время, более доверчивое, наивное, может быть. Были вещи, которые невозможно представить себе в современности. А еще в шестидесятых очень много очарования - старые трамваи, которых сейчас уже не осталось на московских бульварах, полупустые улицы, которые теперь можно застать только летом на рассвете или 1 января. Старые вагоны метро я очень люблю, но давно уже их не видела, с желтым светом и мягкими пружинистыми сидениями. Мне кажется, Москва шестидесятых была очень уютная и гостеприимная. Ну это, наверное, просто мои мечтания, притом довольно утопичные. Я не говорю что «раньше было лучше», но было добрее и романтичнее.

В какой момент вы понимаете, что песня, альбом получились? Это зависит от вашей собственной реакции или от реакции слушателей?

Вообще я не перфекционист в таком привычном смысле, когда вечно ищут недостижимого идеала. Но я знаю, что должно получиться в результате, и я буду добиваться этого. Если меня не устраивает звук, дубль или партия, я стараюсь сформулировать, что именно не получилось. Объяснять люблю образно, отталкиваясь от ощущений, так как мы работаем, конечно, с очень тонким материалом, где у одной ноты может быть бесконечное множество граней.

Есть артисты, которые полностью уходят в музыку и в момент записи больше ничем не занимаются, прячась от раздражителей внешнего мира. А вы?

Да, у меня тоже так произошло, но я и сама не заметила, как это вышло. Действительно, пока мы записывали альбом, пока шла работа на студии, другой какой-то посторонней жизни в моих днях было крайне мало. Это огромная концентрация, и даже если я не проводила на студии дни и ночи, я постоянно об этом думала, и иногда решения приходили в самый неожиданный момент. Думаю, работа над альбомом не начинается и не заканчивается в студии, она идет в голове 24 часа в сутки.

Помните ли вы тот момент, когда впервые что-то спели?

Ну, давайте так: если не говорить о детских утренниках, которые были, наверное, у всех, то я, конечно же, помню свой первый московский концерт. Это было в клубе «Б2», в том легендарном, который я просто чудом успела застать. Коллектив собрался почти случайно, это был фестиваль-открытие музыкального лейбла, мы сыграли там небольшой сет. В составе, как я сейчас понимаю, были топовые музыканты - Алексей Подымкин на клавишах, Давид Ткебучава на барабанах. Этот концерт я никогда не забуду, потому что тогда жила вообще не в Москве, приезжала наездами заниматься музыкой и в итоге решила остаться, чтобы начать путь, которым иду и сегодня.

Как вы сами себя оцениваете, какой вы артист? Когда я смотрел видеозапись с вашего выступления в каком-то из джаз-клубов, мне очень бросилось в глаза: человек себе цену знает.

Я верю в то, что я делаю, у меня есть своя позиция, я не упряма, но действую закономерно. Я артист с идеей, и еще я честный артист - не вру своим слушателям. Я часто отказываюсь от предложений, если они идут вразрез с моими взглядами, ценностями. Я думаю, это важно сегодня, потому что в мире полном предложений и выбора, в этом огромном информационном потоке важно не потерять собственные ориентиры. Иначе можно разбазарить свое время, свой запал, энергию, талант, деньги, в конце концов, на какие-то необдуманные шаги и действия. Я убеждена, что в наше время не нужно быть в каждой бочке затычкой, а лучше тщательно выбирать, планомерно действовать, аккуратно и точно высказываться.

Складывается ощущение, что вокруг вас существует некий камерный мирок, который вы уже наработали и не хотите терять.

А кто же, интересно, захочет терять то, что у него есть? Ну да, мы с коллективом зафиксировались в некой точке, за два года собрали обширное портфолио, выступив на основных камерных площадках Москвы. После провели целый год на «Мосфильме» за записью наработанного материала. Сейчас еще продолжается постпродакшн - помимо мини-альбома я готовлю полноценный альбом с авторской музыкой. Я, конечно, надеюсь, что эти релизы позволят нам выйти на более широкую аудиторию. Мне бы этого хотелось, потому что я верю, что наша музыка в хорошем смысле не элитная. Она добрая,  качественная, но она не снобистская. Наша аудитория гораздо больше, чем аудитория джазовых площадок, на которых мы выступали. Так что будем стараться развиваться и искать наших слушателей на каких-то достойных, но уже более доступных площадках столицы.

На что вы не готовы пойти ради славы?

Не готова предавать свои ценности и врать. Потому что нет ничего тяжелее, чем жить в обмане - долго не протянешь. Притворяться, выступать с какими-то образами не близкими мне, с жестами, песнями, которые не отражают меня. Потому что личность артиста сегодня выражается в гораздо большем, чем просто репертуар. Я много сейчас хожу на эфиры и даю интервью и стараюсь во всех моих проявлениях и появлениях отстаивать свои взгляды. Считаю, только так можно наработать свою аудиторию, которая действительно будет за меня. Я стараюсь раскрываться для своего слушателя не только через песни, но и через все, что я говорю, делаю, пишу, открыто обсуждаю. Надеюсь, что путь мой - это не путь рэп-артистов, которые ярко выстреливают на несколько месяцев, а потом еще  три года работают по контракту, но в абсолютной безвестности. Быстро летят и быстро сгорают - это точно не про меня. Я медленная и очень подробная черепаха, но я надеюсь, что это игра в долгую.