Транспорт

Полный развал отрасли такси всего за год, или К чему может привести затягивание реформ?

Департамент транспорта поддержал идею о допуске к работе в отрасли такси водителей исключительно с российскими правами. Эта идея стала одним из ключевых предложений, которые были озвучены на Международном евразийском форуме такси

29.11.2018 16:13:23

Полный развал отрасли такси всего за год, или К чему может привести затягивание реформ?
Полный развал отрасли такси всего за год, или К чему может привести затягивание реформ? Фото: из архива Натальи Маринич

Все предложения и правки к Закону о такси, разработанные на форуме, будут направлены в Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Министерство транспорта РФ, и другие федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти, которые участвуют в проработке закона.

Не секрет, что все законопроекты и новые реформы перед тем, как войти в действие, имеют несколько стадий развития. Сначала общество приходит к осознанию того, что необходимо упорядочить тот или иной происходящий процесс в жизни. Затем зарождается идея. Она обсуждается, оспаривается, обрастает уточнениями и тонкостями. Затем она апробируется на практике, еще несколько раз видоизменяется, вносятся коррективы. И только когда все участники зарождения новых правил согласны их соблюдать, законопроект или реформа представляется к утверждению и выполнению всеми членами сообщества.  

На сегодняшний день очень остро встаёт вопрос о реформации в транспортной системе, особенно в отрасли такси. Уже на протяжении пяти лет всех будоражит обсуждение законопроектов об агрегаторах, таксопарках и перевозчиках. И у всего транспортного сообщества возникает вопрос: «Когда же законопроекты увидят свет и будут направлены на принятие в Госдуму?». С этим вопросом мы обратились к общественно-политическому деятелю, депутату Государственной Думы РФ Александру Старовойтову и коммерческому директору компании «Мостакси» Наталье Маринич.

- Александр Сергеевич, расскажите, насколько возможно увидеть законопроект о такси до конца этого года? И есть ли реальные сроки запуска реформ?  

- Я честно вам скажу, что по моим оценкам ситуация развивается крайне негативно. Несколько лет подряд я посещаю почти все форумы, конференции, которые проводятся на территории РФ: это и Санкт-Петербуржский форум, который на сегодняшний момент перерос в формат Московского МЕФТ, и Транспорт Сибири, и Сочинский. Везде отмечается явное разочарование по поводу медленного введения реформ и создания необходимых законопроектов.  

До недавнего времени всех очень тормозил тот факт, что данный законопроект находился в ведении не комитета Госдумы по транспорту, а комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. И влиять на него было крайне сложно ещё и потому, что комитет совершенно не профильный. Такси – это же транспорт, а не строительство. На протяжении нескольких лет шла борьба за передачу законопроекта в ведение нашего комитета. И вот, наконец, к началу 2018 года данный законопроект перешёл под нашу юрисдикцию.  

Я с первых заседаний комитета и на протяжении нескольких месяцев напоминал, что пора приступать к законопроекту о такси, потому что впереди у меня очередные форумы, и нужно информировать Транспортное сообщество об этапах работы над ним. Уже есть огромное количество наработок, которые были отработаны на форумах. Есть и огромный опыт правоприменительной практики, который, к сожалению, ведет к полному развалу огромного количества таксомоторов - из-за нерентабельности отрасли.  

И после того, как я-таки добился рассмотрения законопроекта, комитет начал свою работу. Несколько месяцев на площадке нашего комитета происходили дебаты с участием представителей Министерства транспорта, уполномоченных органов: Дептранса Москвы, Министерства транспорта Московской области, представителей агрегаторов, общественных организаций. Рабочая группа выясняла, каким же должен стать законопроект, чтоб удовлетворил требования всех участников процесса.  

В итоге, потратив огромное количество времени на проработку деталей, участники обсуждения услышали о сокращении рабочей группы до 3-х человек для написания окончательной формулировки и подготовки к первому чтению. И эта работа продлится ещё как минимум один год.  

Лично у меня осталось немалое количество спорных ключевых позиций, в которых я не могу встать ни на сторону агрегатора, ни на сторону уполномоченных органов. К тому же, есть позиции огромного количества водителей, которые каждый день сталкиваются с этой правоприменительной практикой и на себе ощущают все прелести правового нигилизма и правового вакуума, который есть в настоящий момент.  

И очень не удовлетворяют сроки написания и подготовки законопроекта к чтению. Мы уже получили развал отрасли на 60-70% и, скорее всего, за этот год мы добьём оставшиеся.

Изображение бурной деятельности приведёт к гибели оставшихся островков порядка и контроля над пассажирскими перевозками. И я очень расстроен, что за последние три недели я не был приглашён ни на одно заседание рабочей группы для обсуждения насущных проблем.  

- Я так понимаю, Вы очень хотите найти некий компромисс между участниками обсуждения законопроекта.  

- Конечно. Законопроект о такси - это пять-семь ключевых позиций, которые дадут основное направление в развитии отрасли. И ни одна из этих позиций не была доведена до логического конца. На данный момент все находятся в напряженном ожидании, когда же из кабинета, в котором происходит окончательное формирование законопроекта, появятся хоть какие-то жизнеутверждающие новости.  

- Наталья, а что вы нам скажете по этому поводу как представитель трудящихся в отрасли такси?  

- Рынок такси развивается хаотично и достаточно бурно, особенно быстрый рост отмечается в крупных городах. На отечественном рынке появилось множество иностранных агрегаторов, были созданы и Российские сервисы такси, что привело не только к удешевлению стоимости поездки, но и к значительному ухудшению обслуживания клиента. В связи с этим кардинально изменились не только принципы потребления услуги, но и портрет клиента. Еще 5-7 лет назад такси заказывали по особым случаям, а сейчас даже "бедный студент" может вызвать такси, чтобы доехать до метро.  

С одной стороны, должно было стать лучше для всех – клиенты получили доступный сервис такси, таксопарки - больше заказов. Но если посмотреть на ситуацию глубже, то становится очевидным, что пассажиры недовольны качеством сервиса, а водители не удовлетворены уровнем заработной платы. К тому же, большинство таксопарков потеряли своих клиентов и стали, скорее, сервисами по предоставлению автомобилей в аренду. И самое главное, все как-то забыли о безопасности. Пассажиры сначала смотрят на цену, а о защите своей жизни вспоминают только тогда, когда в поездке возникает проблема. Агрегаторы по текущему законодательству не отвечают ни за транспортное средство, ни за водителя. К сожалению, бывает и такое, что компания-владелец автомобиля тоже снимает с себя какую-либо ответственность. На мой взгляд, такая ситуация очень опасна и требует скорейшего разрешения. Очень хочется увидеть на рынке предоставления услуг по перевозке пассажиров хоть какое-то упорядочивание рыночных отношений и улучшение качества предоставляемых услуг всеми участниками рынка.  

- Александр Сергеевич, а вы уже давно занимаетесь продвижением идей упорядочивания и улучшения рынка такси? Я знаю, что вы частый гость на форумах перевозчиков.  

- Да, я давно и очень серьёзно поднимаю вопросы рынка транспортной системы в целом и рынка пассажирских перевозок как значимого сегмента этого рынка. И мне очень хотелось бы приехать хоть на один форум вместе с разработчиками законопроекта. Я считаю, что представители комитета, которым было предоставлено право его окончательного формирования, не должны быть оторваны от реалий рынка. Да и участникам форумов будет очень интересно услышать об этапах формирования законопроекта и планах его реализации.  

- Одним из аргументов в пользу необходимости дальнейшей проработки законопроекта о такси стали изменения в технологических особенностях.  

- С начала шестого созыва ГД шли разговоры и обсуждения о необходимости создания и введения данного законопроекта. Это были нескончаемые разговоры на протяжении нескольких лет. И совершенно очевидно, что за такой период технологические процессы в отрасли претерпели изменения. Сейчас мы можем сколько угодно говорить о контроле за агрегаторами и проблемах передачи заказов нелегалам. Но как их контролировать, если давление на предпринимателей заставляет их каждые три года делать перерегистрацию своего дела с одного юридического лица на другое или уходить в теневую экономику. Очень не хватает государственных автоматизированных систем контроля за агрегаторами, которая бы обязала их давать все данные о своих перевозках, чтобы можно было контролировать режим труда и отдыха водителей. Водитель не должен засыпать за рулем, отрабатывая по 12-14 часов. Должна быть полная легализация отрасли для улучшения её сервиса, защиты прав пассажиров и предотвращения аварийных ситуаций.  

- Наталья, а как по вашему мнению, - нужно ужесточать законодательные нормы или развивать системы контроля за пассажироперевозками?  

- На мой взгляд, нормы действующего законодательства достаточны, но исполнение этих норм довольно затратно для автопарков. Поэтому недобросовестные предприниматели пытаются любыми способами обойти закон, а добросовестный бизнес работает на грани рентабельности. Рынок очень ждёт, что регулятор включит дополнительные рычаги контроля за выполнением норм и особое внимание уделит мерам ответственности за безопасность перевозок.  

В свою очередь пассажир, выбирая провайдера такси, должен осознанно подходить к этому вопросу. Важно помнить, что садясь в такси, пассажир доверяет свою жизнь и здоровье водителю. И если у пассажира возникли сомнения в отношении водителя, например, показалось, что он засыпает за рулем, то в обязательном порядке нужно попросить водителя остановить машину и завершить поездку во избежание ДТП.  

- А что может сделать пассажир для улучшения сервиса не только в Москве, но и в дальних регионах?

- Не бояться высказывать свое мнение, оставлять претензии или вносить свои предложения по улучшению сервиса такси. Для всех добросовестных перевозчиков очень важно знать свои слабые и проблемные места, иметь полную информацию о поездке от пассажиров. Люди должны понимать, что если водитель нарушил ПДД сегодня, завтра может стать виновником серьезной аварии. Возможно, информация о нарушении водителем норм перевозок, полученная от пассажира сегодня, завтра спасёт кому-то жизнь! Наша компания, и все добросовестные компании перевозчики всегда внимательно относятся к мнениям и обращениям пассажиров.