Общество

Время детей и время родителей: Спешка и скука в воспитании детей

Часто, обращаясь к психологу, родители жалуются на нехватку времени. Стремительно возрастает темп жизни, день взрослых так плотно заполнен работой, учебой, общением с коллегами и друзьями, путешествиями, домашними заботами, что выкроить время специально для занятий с детьми все труднее и труднее

03.10.2017 16:57:48

Время детей и время родителей: Спешка и скука в воспитании детей
Время детей и время родителей: Спешка и скука в воспитании детей Фото: пиар-агенство "Успех"

Бабушки и дедушки сейчас, даже став пенсионерами, продолжают работать. Это моложавые люди, живущие не только" ради внуков", но и ради своей собственной жизни, насыщенной самыми разными занятиями.

Однако спешу Вас успокоить, совсем не время ограничивает родительскую любовь... Дело не в том, сколько времени мы проводим рядом с детьми, а как его используем.

Время - фундаментальная жизненная и экзистенциальная тема. Она весьма глубока и в аспекте семейного воспитания. Дети - это стрелы, выпущенные в будущее. Время детей и время родителей различно: у ребенка все - в будущем, а у родителей многое в прошлом... Вся мудрость воспитания состоит в простой формуле: "Быть, быть полностью сознательно присутствующим в настоящем моменте вместе со своими детьми"

Воспитание и спешка.

Бывает, что некоторые семьи охвачены постоянным торопливым напряжением, взрослые со своими детьми все время куда-то спешат, стараются использовать каждую минуту, стремятся что-то еще успеть и постоянно не успевают. Несмотря на то, что день детей заполнен разными занятиями: музыкой, танцами, спортом, рисованием - нам, родителям, часто кажется, что у детей много свободного времени, а нам его катастрофически не хватает, и мы спешим, спешим, спешим...

Причиной такой спешки может быть неосознаваемое негативное отношение взрослого к себе и своей жизни. Мамы и папы бессознательно хотят освободиться от бремени настоящего, отвергают реальность своей сегодняшней жизни и, не отдавая себе в этом отчета, ждут наступления лучших счастливых времен. Такое состояние родителей окрашивает беспокойством и тревогой общение с детьми. В семье царит атмосфера постоянной гонки, окриков и приказов:"Давай скорее, быстро ешь, опять остановился, поторопись, не застывай, уже уходим, я побежала, опять опаздываем, скорее, не задерживай меня".

Иногда спешка и торопливость в общении родителей с детьми возникают по другой причине - нам хочется, чтобы наши дети скорее вырастали, скорее стали взрослее. "Ох, поскорей бы мой сынок научился сидеть, стоять, ходить"..." Ну, когда же моя дочь заговорит и скажет, папа"... Все это будет, но не стоит ли за этим беспокойством, ожидание "ребенка завтрашнего"? Не отвергаем ли мы бессознательно сегодняшнюю жизнь, сегодняшний день нашего малыша, а вместе с этим и его самого? Когда это долгожданное завтра настает, мы опять ждем нового завтра, отдавая очень малую дань осознанию того, что уже есть сегодня, отказываемся полностью радостно пережить это уникальное сейчас. " Наш взгляд на ребенка, - писал Я.Корчак, - таков, что ребенка как бы ещё нет, он только будет, ещё не знает, а только будет знать, ещё не может, а только когда-то сможет".

Может быть, мы пока не умеем искренне любить сегодняшний, пусть еще несовершенный, день нашего малыша, а значит не любим по настоящему наш собственный сегодняшний день? Может быть, мы еще не прочувствовали всю значимость и важность нашей родительской роли не только для наших детей, но и для нас самих, для целостного переживания полноты и значимости нашей собственной жизни. Вспомним, любимый труд, дорогое нашему сердцу занятие не заставляют нас спешить, мы полностью растворены в настоящем моменте, не нужно идти куда-то "туда", все главное -уже "здесь", с нами.

Но как быть в тех случаях, когда действительно необходимо поторопить ребенка, приучить его делать всё быстро, не отвлекаясь? Умение быстро и сосредоточенно работать - важнейшее качество, воспитание которого необходимо всем. Оно приобретается в разных формах детской деятельности в творчестве, спорте, игре, обучении. Это комплексный, длительный, для разных детей требующий различного времени, процесс Разбирая проблему времени, напомним, что занудными инструкциями и директивными строгими приказаниями нельзя приучить детей к сосредоточенности, организованности, быстроте реакций и действий, к самоконтролю. Всегда полезно задуматься не превышают ли наши требования возрастных и индивидуальных способностей ребенка. А если это так, то стоит упростить задачу. Умелые мамы, бабушки, няни не приказывают, а обыгрывают любую просьбу. Это не требует длительного времени, все можно сделать буквально за минуты. Например, когда надо поторопить, быстро одеть, покормить, или сразу же сделать что-то, не переутомляйте детей собственными волнениями и спешкой, видя беспокойство родителей, чувствительные дети тут же гораздо сильнее, чем взрослые, начинают волноваться и беспокоиться, а это вызовет слезы, непослушание, упрямство. Гораздо проще и экономнее по времени весело и непринужденно обыграть действие. Игра - уникальное воспитательное средство, это возможность применить наше врожденное родительское актерское мастерство, и развить у детей не только артистические способности, но и речь, внимание, мышление, память, а также сосредоточенность и быстроту. Дети, с которыми играют, а не спорят, вырастают настоящими профессионалами своего дела.

Часто, нам, взрослым, необходимо учиться умению ждать и терпеть. Например, не стоит резко останавливать занятия малыша, когда его целиком захватила интересная игра, или когда он хохочет и смеется вместе с отцом, даже если уже пора спать. Если школьник увлечен интересной книжкой не стоит прерывать его, лучше подождать немного. Возможности к переключению пока еще ограничены, они только формируются, не будем перегружать нервную систему детей. Не стоит превращать взаимодействие с детьми в бесконечные споры, приказы, угрозы, обвинения и наказания - все это совершенно бесполезные нагрузки на психику и душу ребенка. Будем учиться наслаждаться каждым, пусть даже и кратким, моментом общения с нашими детьми, веря, что дети уже изначально понимают, "что такое хорошо, и что такое плохо".


Воспитание и скука.

Проблема времени напоминает о себе и другими симптомами. В последние годы в моем кабинете психолога-консультанта все чаще слышу жалобы на скучающих детей, которым нечем заняться, которых ничто не привлекает, кроме бесконечных игр в айпадах и айфонах. Увлечение детей гаджетами стало настоящим бедствием нашего времени. Где же причины? Подумаем вместе, может быть, проблемы начинаются раньше, может быть скука, утрата интереса к обычным повседневным делам и детским обязанностям уже обнаруживали себя, но остались незамеченными? Не вызвали серьезного родительского беспокойства? Скучающий малыш - это тема для серьезного психологического исследования. Если мальчик или девочка "куксяться", безрадостны, ничем не могут себя занять - это признаки начинающегося неблагополучия, но не все знают, что излишняя подвижность, суетливость, задиристость, обидчивость - это тоже проявления скуки. За этим внешне различающимся поведением, часто стоят сходные и непростые причины. Действительно, если малыш скучает, значит он бессознательно отвергает свой сегодняшний день, а значит и себя самого. Это может быть следствием неудовлетворенной потребности в любви и ласке, во внимании. Даже самые заботливые родители не всегда замечают и осознают, что именно эти потребности их детей недостаточно удовлетворены, дети часто страдают от чувства, может быть мнимой, "недолюбленности", и им кажется, что мама или папа больше уделяют внимания, больше любят брата или сестру. Часто нам родителям трудно возвыситься до деликатных истин детства, мы упрощаем содержание внутреннего мира наших детей. Нередки случаи преувеличенного выражения внешней заботливости, внимания к здоровью и физическому состоянию ребенка, хорошо ли поел, поспал, красиво ли одет, при незнании и непонимании мира мыслей, чувств и переживаний собственных детей.

Скука - это внутренняя слабость, пассивность личности, вялость характера. Часто мы, взрослые, сами того не желая и не осознавая, заражаем детей болезнью скуки, плохого настроения, отрицательных эмоций. Иногда, нам, родителям, кажется, что малыш еще мал, и из соображений безопасности мы ограничиваем его действия, самостоятельно выполняя всю домашнюю работу за него, или поручаем это специальным людям. На кухне лучше не вертеться, там горячая плита, к инструментам подходить нельзя, они же острые, ножницами можно порезать пальцы, а молотком ударить по руке. Детей ограничивают, от всего заслоняют и оберегают, приучают опасаться, говорят: "Иди в свою комнату, или к своим игрушкам и займись, наконец, чем-нибудь!" А спустя некоторое время опять начинается: "А почему ты разбросал свои игрушки, почему железная дорога сломана, а у куклы разорвано платье"? И малыш, сам того не осознавая, накапливает опыт, что его не тормозят, не останавливают и не ругают, когда он вообще ничего не делает. Постоянные ограничения, замечания, предупреждения, обвинения и запугивания приводят к тому, что дети постепенно теряют всякую способность и желание активной деятельности, исчезает любознательность, падает интерес к реальной жизни, дети уходят в иллюзорный и "безопасный компьютерный мир." Бывает и так, что отношение взрослых к жизни опережает непосредственные детские впечатления, создают особый, часто неосознаваемый, эмоционально-установочный стереотип восприятия, который может быть позитивным или негативным. Например, если мама или отец, находясь дома, занимаясь домашней работой или часто только разговаривая о ней, постоянно брюзжат, раздражаются, спорят, обвиняют всех и вся, то вряд ли их дети полюбят свои домашние обязанности. Если заботливая мама буквально преследует всех в доме требованием соблюдения чистоты, обвиняя дочь в неаккуратности и лени, то у девочки скорее возникнет негативная установка к домашним делам, а нежеланная работа и воспринимается как самая трудная и выполняется недостаточно качественно. Вот и пойдут позднее в семье разговоры, что дети лодыри, ничего не хотят делать, им бы только мультики смотреть, да в компьютерные игры играть.

И мамы и папы очень удивляются и даже сердятся, когда психологи объясняют, что причины детской лени и зависимости от компьютера в них самих. Нам, взрослым, нельзя забывать простую для понимания, но трудную для исполнения, истину: негативность рождает негативность, скука происходит от скуки, а радость от радости.

Родителям полезно провести такой анализ наедине с самими собой, или в кругу единомышленников на занятиях по "Искусству воспитания" и честно признаться: мы сами затормозили любознательность и любопытство у нашей дочери или сына, мы сами отняли у него врожденное желание трудиться, невольно сами "подсадили" на компьютерную игру. Спросим себя: " Умеем ли мы, несмотря на житейские трудности и неудачи, сохранять дух оптимизма? Доброжелательно ли относимся к другим людям, можем ли подбодрить близких или способны только осуждать? Как часто мы смеемся, улыбаемся, шутим, поем, и не только в караоке, а дома вместе с детьми?

Твердо знаю и проверила это, проводя многочисленные занятия с родителями, если каждый из нас захочет, он сможет вернуть радость и счастье в свой дом, для этого надо начать кропотливую, но увлекательную работу по самонаблюдению, надо увидеть себя не только таким, каков ты уже есть, но в перспективе своих возможных преобразований и изменений, поскольку счастье приходит, когда "Себя понимают!" Нам всем надо учиться ценить, уважать и влюбляться в каждое мгновение своей собственной уникальной и неповторимой жизни.

Если дети живут в атмосфере радости, оптимизма, активности и бодрости духа, им не бывает скучно, и они умеют никуда не спешить и везде успевать, более того они и физически и душевно здоровы, они становятся жизнестойкими, работоспособными, талантливыми и сильными.