Общество

Участвуют многие, побеждают все!

Всероссийская олимпиада школьников вступила в очередной этап - муниципальный.  

02.11.2017 09:07:22

Участвуют многие, побеждают все!
Участвуют многие, побеждают все! Фото: Екатерина Жданова

Школьный этап прошел в каждой московской школе. За три последних года победителей и призеров Всероссийской олимпиады подготовили более половины школ города. Из года в год все активнее ребята вовлекаются в решение олимпиадных задач, стремятся попробовать свои силы в разных учебных предметах.

Троечник, он же - скрипач, он же - физик

Всю жизнь, начиная с шестилетнего возраста, троечник по ботанике и французскому языку Альберт неплохо играл на скрипке.  Повзрослев, он полностью перевернул представления о современной физике. Альберт Эйнштейн. Имя этого физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии по физике, почетного доктора порядка 20 ведущих университетов мира, члена многих академий наук теперь известно каждому школьнику. Будущий выдающийся ученый прекрасно проявлял себя на занятиях по латыни и математике, в то время как многие другие образовательные дисциплины были для него почти недоступны. Спутниковая связь, запуск космических кораблей, технологический прорыв человечества в 20 веке зависели от того, сможет ли мальчик, увлеченный классической музыкой и математикой, понять, что физика - главное дело его жизни.

Полюбить школьный предмет

«Научиться можно только тому, что любишь», - так говорил изучавший в молодости юриспруденцию поэт, прозаик и драматург Иоганн Гете.

Как привить интерес к предмету ребенку, которому учитель мешает на уроке? Человек увлеченно ставит лайки в соцсетях, а в это время, пригласив Александра Грибоедова в союзники, к нему пристают с рассуждениями над вопросом «А судьи кто?»  или настаивают на разговоре про перемещение тела при равноускоренном движении? Никак не дают сосредоточиться!

Как сегодня разглядеть будущего великого ученого или поэта за школьной партой, тем более, если отметки в дневнике весьма посредственные? Каким образом сегодняшний школьник, нацеленный на успешную сдачу ЕГЭ, может попробовать свои силы в решении творческих задач? Учителя ищут и находят для себя ответы на эти вопросы.

«Я предлагаю писать олимпиады всем. Ребята, независимо от того, насколько высока их школьная отметка, участвуют в олимпиадах. Есть дети, которые боятся поначалу: они привыкли, что часто ошибаются в словах, неверно расставляют запятые... олимпиада для них радость. Это способ увидеть в языке нечто большее, чем орфография и пунктуация, чем тренажер с набором правил, а также способ рассмотреть язык как систему с историей и законами развития. Понять, почувствовать, что русский язык – мощная живая сила!  Вот это и есть ценное открытие, которое может для себя совершить ребенок благодаря участию в подобных состязаниях», - рассказывает учитель русского языка лицея «Вторая школа» Фаина Хуснетдинова. 

Самое главное в олимпиадных заданиях – возможность исследовательского поиска, который сначала привлечет внимание, а затем, вполне вероятно, вызовет любовь к предмету. Чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ нужно многие годы качественно осваивать школьную программу. Для победы на олимпиаде необходимо изучать много дополнительной литературы, увлекаться предметом. Поэтому системы ЕГЭ и олимпиад по-настоящему дополняют друг друга.

«Если говорить о ведущих олимпиадах, то задания олимпиад, как правило, гораздо более сложные, чем задания ЕГЭ, они проверяют не просто освоение программы, а именно творческие способности в той или иной области», - поясняет директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

Подогреть интерес к знаниям

«В этом учебном году ученики 7 класса охотно решали задание на соответствие русских  и иностранных имен. В нашей школе ребята изучают немецкий, английский и итальянский языки, и такое задание не могло не вызвать интереса. Задание не было решено всеми полностью, но подтолкнуло к получению новых знаний. Интерес к именам собственным заставляет ребят задуматься о многообразии культурных связей, ведь имена собственные  не только существенная часть словаря каждого языка, но и часть культуры в целом. А вот в 11 классе это задание (на соответствие имен) было «разгадано» легко. Уровень сложности задач для каждого ребенка получается своим, так как каждый школьник - индивидуальность, на то и олимпиада, чтобы дети развивались и росли. Ребята, погружаясь в задания олимпиады, не просто развивают логическое мышление и учатся воспринимать язык системно, но и расширяют свое информационное поле», - говорит учитель русского языка школы № 1249 Ольга Иванова.

Завершается очередной этап состязания, а вопросы иногда остаются.  С нетерпением ждут дети последующего разбора олимпиадных задач. Бывает, соглашаются, бывает, и доказывают свою точку зрения.  Появляется желание найти истину, даже создать свой проект.

«Мои ученики из математического класса, вдохновившись заданиями, придумали игру - филологический бой (аналог математического, но на материале олимпиадных языковых задач). Они ищут или сами придумывают новые задачи, затем предлагают их мне и одноклассникам.

И еще один, казалось бы, удивительный факт. Дети, склонные к математике, попросили организовать кружок по русскому языку. Чего они хотят? Изучать фонетику, историю языка, сравнительное языкознание - все то, о чем есть вопросы, а в рамках урока ответить сложно. Пожалуй, что это самый значительный результат олимпиад», - отмечает Фаина Хуснетдинова.

Участие  и есть победа

Пусть не все участники становятся победителями. Но невероятно важно дать шанс ребенку получить собственное впечатление, попробовать себя в науке и творчестве, расширить границы школьного урока. Некоторые исследователи биографии и научных трудов Эйнштейна рассказывают, что  одними из самых сильных детских впечатлений, повлиявших на круг его профессиональных интересов, были знакомство с компасом и трудом Евклида «Начала».

А когда ребятам удается справиться со сложным заданием или набрать достаточно баллов, стать призерами школьного этапа, рождается так необходимая и порой давно потерянная вера в себя.

«И пусть ученик набрал минимальные баллы, а призеров много. Но этот троечник - победитель не только для самого себя, но и для меня.  Ведь я не научу его писать без ошибок, если этой победы, зародившей веру в свои силы, не будет», - подчеркивает Фаина Хуснетдинова.