Общество

Сын героя Маресьева продолжил дело отца

20 июля в Парке «Патриот» откроется выставка «Помни… Мир спас Советский солдат». На мероприятие приедет сын легендарного летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева – Виктор Маресьев

19.07.2017 20:19:14

Сын героя Маресьева продолжил дело отца
Сын героя Маресьева продолжил дело отца Фото: пресс-служба РВИО

В рамках проекта, посвященного 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова, Российским военно-историческим обществом проведен ряд экспедиций по местам воздушных сражений Великой Отечественной войны в Новгородской и Ленинградской областях. За 2016 -2017 годы обнаружено 16 самолетов и установлены имена всех членов экипажей (летчики 9 самолетов числились пропавшими без вести). Родственники почти всех бойцов извещены о судьбах героев, обстоятельствах их гибели и месте захоронения. В экспедициях принял активное участие сын лётчика и руководитель фонда Маресьева - Виктор Маресьев, продолжив таким образом, дело отца.

В 2017 году удалось установить место падения самолета Алексея Маресьева и проследить судьбу боевой машины.

–Это стандартная процедура: упавший самолёт отправляли в мастерские, разбирали и пускали на запчасти для других машин. 25 мая 1942 года его вывезли – тогда это был не самолёт Героя Советского Союза, а обыкновенный Як-1 младшего лейтенанта Маресьева. Акт передачи эвакуационной командой 245-й стрелковой дивизии нескольких самолётов 60-му району авиационного базирования и акт на списание совпадают по номеру 4649 – это номер самолёта Маресьева. Согласно этому акту, место падения самолета было обозначено в четырёх километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238.2. При этом один из этих архивных документов принадлежит авиационным частям, а другой – пехотным. Никто раньше не искал документы, связанные с самолётом Маресьева в пехотных частях – поэтому судьба самолета долгие годы оставалось загадкой, - рассказал Александр Морзунов, руководитель НООО «Поисковый отряд «Находка».

Дата мероприятия выбрана не случайно: 20 июля 1943 года Алексей Маресьев, уже будучи на протезах, во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил два вражеских истребителя, прикрывавших бомбардировщики. Чтобы написать об этом подвиге, в полк прибыли корреспонденты, в том числе Борис Полевой, узнавший здесь историю героя свой будущей книги «Повесть о настоящем человеке».

На церемонии Александр Морзунов и Виктор Маресьев передадут на выставку крышку капота двигателя самолёта ЛаГГ-3. Боевой машиной управлял Мандур Григорий Андреевич. Его 33-й истребительный полк прикрывал наземные войска и участвовал в штурмовых операциях, наносил удары по танковым и пехотным колоннам противника. По донесениям 2 марта 1942 года самолет Григория Мандура был подбит зенитной артиллерией врага, летчику все же удалось приземлиться. По словам очевидцев, он сумел выбраться из горящей машины и ушел в лес. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Григорий Мандур был мастером противозенитного маневра. Он одним из первых встретил врага в небе над Брестом – 22 июня 1941 года в 2.30 – и открыл счет сбитым самолетам противника. За мужество и героизм, проявленные в боях Великой Отечественной войны, старший политрук Григорий Мандур был представлен к присвоению звания Героя Советского союза, но по решению командования был награжден высшей наградой СССР – Орденом Ленина. Теперь история этого отважного летчика сохранится на выставке «Помни… Мир спас Советский солдат».