Общество

Синдром отличника. Что делать?

Каждый родитель так или иначе мечтает об успехах своего ребенка. Победа на престижном конкурсе или золотая медаль по окончании школы - чем не повод для гордости? Однако значит ли все это, что ребенок, который с таким трудом пытался обрадовать своих родителей, счастлив?

16.10.2017 13:16:54

Синдром отличника. Что делать?
Синдром отличника. Что делать? Фото: пиар-агентство «Успех»

Зачастую такие дети зарабатывают синдром отличника, а не великолепные знания. Что еще за синдром и почему вдруг знания могут навредить вашему ребенку? На эти и другие вопросы отвечает Нурия Архипова, специалист по управлению человеческими ресурсами, а по совместительству прекрасная мама двоих детей. Предоставим ей слово:

- Конечно, многим детям хочется иметь хорошую успеваемость, и если это получается в начальных классах, то со временем делать это все сложнее. Дети начинают сталкиваться с проблемами, и зачастую главная - что скажут родители? Многие взрослые не совсем правильно подходят к этой проблеме. Вы задаете ему вопрос “Что получил по математике?”, а ребенок воспринимает его как сигнал: хорошая оценка – похвалят, неважная – нет. Он считает, что только через хорошие результаты в школе он добьется любви родителя. Тут и срабатывает всем известный синдром отличника: ребенка не интересуют сами знания, его не увлекает что-то новое и еще не изведанное, дитя стремится просто получать хорошие оценки, быть отличником, дабы заслужить внимание и любовь.

Рекомендую во избежание таких ситуаций иначе формулировать вопросы. Например, “Что нового в школе узнал, что интересного?”. Старайтесь акцентировать внимание не на результатах, а на личности ребенка. И очень важно заинтересовать его чем-то еще помимо учебы.

Дети с синдромом отличника, как правило, не умеют расставлять приоритеты. Это не удается им как в юношестве, так и во взрослой жизни. Случается, что такие дети берутся и хватаются за все, пытаясь в этом всем преуспеть и стать лучшими. Когда у них что-то не выходит, а это вполне естественно, они испытывают стресс. И как его преодолеть, не знают.

Если вы замечаете, что ребенок начал увлекаться многими вещами или записался самостоятельно в школе на многочисленные кружки, обратите на это внимание. А лучше всего, попробуйте разделить с ним его интересы. Если увлекается рисованием, вместе посещайте музеи и выставки. Попросите ребенка рассказать вам о том, что его так интересует. Но стоит отметить, что все это будет без толку, если займетесь этим не вы, а няня или бабушки с дедушками. Ведь ребенок должен чувствовать связь именно с родителями, он должен чувствовать вашу заинтересованность в нем и любовь.

Вернемся к теме приоритетов. Вам необходимо помочь вашему отпрыску научить расставлять их, помочь понять, что для него в тот или иной период жизни будет важнее, а главное интереснее, а чем можно будет заняться позже. Что же касается побед и успеха во всем, с этим тоже необходимо работать. Играйте с детьми в различные игры, и не стоит им всегда поддаваться. Ребенок должен чувствовать не только вкус победы, но и проигрыша. Ведь только тогда, ребенок сможет понять, что жизнь состоит не только лишь из удач, и не всегда именно он будет первым.

Советую родителям ослабить хватку. Не требуйте от ребенка великолепных оценок. Необходимо отслеживать момент, когда учеба ради знаний становится учебой ради оценок. Обязательно увлекайте своего ребенка чем-нибудь еще, придумывайте для него хобби, водите куда-нибудь и балуйте. И еще: очень важен отдых, ничегонеделание. Это только на первый взгляд кажется занятием бестолковым. На самом деле личное время, как и личное пространство, необходимо всем, и взрослым, и детям.