Общество

Школьный карантин без паники

Как известно, из-за пандемии российские школы вынужденно перешли на удаленный режим работы. Насколько готовыми оказались к режиму ЧС педагоги, и качественным ли получается такой образовательный процесс?  

23.03.2020 17:34:46

Школьный карантин без паники
Школьный карантин без паники Фото: фотобанк БМ24

Сегодня мы решили дать слово сотруднику московской школы № 109, которая одновременно является флагманской площадкой проекта «УчимЗнаем» в центре им. Дмитрия Рогачева. Оказывается, даже в сложившихся условиях есть основания не опустить руки и продолжать практически полноценный учебный процесс.

– Именно административная команда школы должна заблаговременно обеспечить быстрый и безболезненный переход на дистанционный режим работы с использованием соответствующих ресурсов и технологий при возникновении такой необходимости, – рассказывает руководитель службы развития кадрового потенциала школы И.А. Гусев. – За последние дни в различных средствах массовой информации, особенно в социальных сетях, появилось множество публикаций на тему выявившейся вдруг тотальной неготовности школы и педагогов к переходу на новый режим удаленной работы, подразумевающий проведение учебных занятий в дистанционной форме. Инструментарием не владеют, методике не обучали, да и вообще – «это все от лукавого». И ответственность за учебу ложится на родителей. Ну, и совсем печальная ситуация складывается в тех семьях, где у родителей нет возможности заниматься самостоятельно с ребенком.

В то же время, некоторые московские школы не только в соответствии с указами мэра осуществили реорганизацию образовательного процесса, но и опубликовали развернутые планы и рекомендации, памятки и алгоритмы действий в условиях перехода на дистанционное обучение. Министерством просвещения РФ подготовлены и опубликованы методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Хотелось бы в этой связи отметить следующее. Не снимаю, безусловно, ответственности с педагогов, ведь когда они устраиваются на работу в школу – добровольно соглашаются на определенные требования. В частности, есть такой документ, как квалификационные характеристики должностей работников образования, содержащий перечень основных трудовых функций, определяющий, что работник «должен знать» и какими компетенциями должен обладать, включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Мы полагаем с коллегами-руководителями, что учитель в достаточной мере информирован о необходимости, по крайней мере, задумываться о том, с какими ситуациями он может в процессе реализации образовательных программ столкнуться.

Однако за степень готовности педагога к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, навыками работы с образовательными интернет-ресурсами отвечает, прежде всего, руководитель и административная команда школы. И если, начиная с августовского педагогического совета, внимание руководителя было сосредоточено на решении всевозможных других задач, то вполне очевидно возникновение турбулентности при появлении новой нестандартной ситуации, требующей быстрых и эффективных решений.

Хочу подчеркнуть, что в нашей школе мы еще на Информационной сессии с педагогическим коллективом в августе 2019 года представили ряд мероприятий в плане работы на предстоящий учебный год, которые непосредственно касались важнейшей для нас темы: взаимодействия педагога госпитальной школы с обучающимся в цифровой образовательной среде.

Все наши педагоги на протяжении всех лет существования проекта по созданию полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении, используют образовательные интернет-ресурсы от ведущих российских разработчиков, а также различные дистанционные образовательные технологии. Дело в том, что условия работы с детьми в стационарах медицинских организаций подразумевают постоянное частичное использование и периодический полный переход на дистанционный режим работы. Это связано с «миграциями» обучающегося из стационара медицинской организации в место постоянного проживания на короткие периоды, в которые нецелесообразно прерывать обучение в госпитальной школе, а также с сезонными введениями карантинов в медицинских организациях.

В течение учебного года мы с административной командой систематически проводили мероприятия по мониторингу работы педагогов в системе «Мобильное электронное образование», которая является основополагающим компонентом в организации дистанционного взаимодействия с обучающимися на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» и на всех проектных площадках в субъектах Российской Федерации. А также сформулировали тему наших ежегодных X Педагогических чтений: "Презентация лучших образовательных практик: электронные образовательные ресурсы в работе педагога госпитальной школы".

Все это мы делали еще до того, как возникла сложившаяся ситуация и последовавший переход на удаленный (дистанционный) режим работы. К педагогическим чтениям, которые должны были состояться в очном формате 26-27 марта, педагоги начали готовиться еще в начале третьей четверти, отменять мероприятие мы не стали, оно состоится в формате заочного представления материалов и их последующего оценивания в предметных методических объединениях. Лучшие материалы будут опубликованы в нашем закрытом сообществе для специалистов госпитальных школ. Также мы осуществляем работу по информационно-методическому сопровождению педагогического коллектива в период удаленной работы, большое внимание уделяется участию в вебинарах ведущих российских разработчиков образовательных интернет-ресурсов, которые оказывают большую поддержку школам в сложившихся условиях.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что те реалии, с которыми сегодня сталкивается школа, в целом вполне преодолимы. Есть наработанные практики, есть инструментарий, и мы готовы делиться опытом с коллегами в педагогическом сообществе. Перестройка «с колес» не потребуется, не будет стресса для административных и педагогических команд школ, если периодическое проведение дистанционных учебных занятий с обучающимися станет обычной практикой и в условиях отсутствия ограничений и введения режима удаленной работы.