Общество

Сергей Шариков: Наши дети не хотят, чтоб их жалели, они хотят, чтоб их понимали

В Якутске прошла межрегиональная конференция госпитальных педагогов «УчимЗнаем»

20.05.2022 08:41:38

ФОТОРЕПОРТАЖ

За несколько лет работы проекта «УчимЗнаем» открыто свыше 50 региональных площадок | Фото: Мария Ракова

Весна в Якутии – самое долгожданное время. В мае природа просыпается от длительных холодов, кажется, что веточки еще не распустились, но уже видно, что они оттаяли. Жители Республики Саха (Якутия) живут в гармонии с природой и умеют читать ее символы. Возможно, именно поэтому на май назначаются важные конференции и значимые мероприятия.

Таким важным событием стала и Межрегиональная конференция «УчимЗнаем» - Заботливая школа: «Академическая реабилитация. Организация обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому». Московская команда флагманской площадки «УчимЗнаем» совместно с коллегами из Республики Саха (Якутия), а также представителями Хабаровского, Приморского и Забайкальского краев встретились в Якутске, чтобы обсудить вопросы развития госпитальных школ в регионах Дальнего Востока.

Старт конференции был дан 18 мая в Доме Правительства Республики Саха (Якутия). Госпитальная педагогика – это междисциплинарная тема, и в проект госпитальной педагогики «УчимЗнаем» вовлечены оба министерства Республики, которые с 2018 года поддерживают проект и помогают ему развиваться. С приветственными словами к участникам конференции обратились амбассадор проекта «УчимЗнаем», общественный деятель и известная телеведущая Арина Шарапова, директор школы № 109 (школа-оператор флагманской площадки «УчимЗнаем» в Москве), академик Евгений Ямбург и многие другие неравнодушные к вопросу госпитальной педагогики и проекту «УчимЗнаем» люди. Все они пожелали плодотворной работы и вдохновения для новых научных идей.

Пленарная часть конференции началась с актовых докладов о направлении госпитальной педагогики, открыл которую руководитель проекта «УчимЗнаем» профессор Сергей Шариков. Он начал свою лекцию со слов «Мы – не первооткрыватели», напомнив, что госпитальная педагогика появилась в момент появления отдельной науки в медицине – педиатрии. Именно тогда и возник вопрос о необходимости наполнения жизни ребенка событиями. Конечно, с тех пор медицина продвинулась далеко, и сейчас удается спасать жизни даже самых тяжелых маленьких пациентов. А следовательно, возникают новые задачи: как дальше жить ребенку после болезни. Помочь ему не потерять смысл жизни, найти ту профессию, в которой ребенок после тяжелого заболевания будет востребован, и, конечно же, не оставить без психологической помощи сиблингов и семью – это лишь малый круг вопросов, на которые сегодня должна отвечать современная госпитальная педагогика в каждом регионе России.

Продолжая лекцию профессора Сергея Шарикова, со своим докладом выступил генеральный директор МЭО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Александр Кондаков. Он подробно рассказал о функциональной грамотности и важности ее не только для госпитальной педагогики, но и для всего подрастающего поколения, родителей. О роли родительских организаций в обучении и реабилитации детей с онкологическими заболеваниями рассказала председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэен) Республики Саха (Якутия) по делам семьи и детства Алена Атласова. Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, доктор педагогических наук, профессор Феодосия Габышева поделилась опытом развития госпитальных школ проекта «УчимЗнаем» в Республике Саха (Якутия). Она рассказала, что проект не останавливается на достигнутом, а продолжает развиваться, и при идейном вдохновении Сергея Шарикова они рассматривают вариант дошкольного образования в этой области.

В завершение пленарной части конференции было сделано обобщение первых результатов работы научной Лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики на базе Института возрастной физиологии РАО, созданной в начале 2022 года по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации.

Вторая половина дня межрегиональной конференции была посвящена практической части, на которой опытные педагоги из Москвы и региона поделились знаниями и на собственных примерах рассказали о важных педагогических компетенциях. Насыщенная рабочая программа первого дня завершилась знакомством с дошкольным образованием Республики.

Второй день конференции открыла заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ольга Балабкина, которая тепло поприветствовала участников и отметила: действительно, май месяц в Якутии самый лучший – уже отступил холод, но еще не пришла изнуряющая жара. Напомним, что Ольга Балабкина помогала становлению проекта «УчимЗнаем» в 2018 году и понимает всю важность госпитальной педагогики.

Приятным сюрпризом для всех стал музыкальный подарок от бывшей ученицы школы проекта «УчимЗнаем» Күннэй Григорьевой, которая закончила первый класс в Центре Дмитрия Рогачева в Москве и сейчас вернулась в солнечную Якутию. Выступление Күннэй до слез растрогало собравшихся, это были слезы умиления и радости от того, что все, что делают госпитальные педагоги и врачи, очень важно. В «Солнечном городе» (место, где базируется госпитальная школа «УчимЗнаем» в больнице) для детей онкогематологического отделения Национального центра медицины Республики Саха (Якутия) были организованы мастер-классы. Ребята смогли попробовать себя в роли телевизионных ведущих, а также прошли квест по развитию визуальной и читательской грамотности и отправились в путешествие вслед за любимыми книжными героями. В теоретической части второго рабочего дня с докладами выступили специалисты из профильных и междисциплинарных областей.

«Сегодня на конференции собрались неравнодушные люди, все наши педагоги имеют колоссальный опыт работы с детьми, находящимися на длительном лечении, такое профессиональное общение крайне важно для всех. Именно в таком взаимодействии находятся решения наших педагогических задач в разных условиях. Это всегда поиск, обмен мнениями, практиками, которые полезны как для одних, так и для других, и, конечно, для продвижения тематики госпитальной педагогики в целом», – подчеркнул руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» Сергей Шариков.

За несколько лет работы госпитальной школы проекта «УчимЗнаем» открыто свыше 50 региональных площадок, накоплен большой эмпирический опыт практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в стационарах и на дому. «Этот опыт имеет колоссальную значимость не только для педагогов, работающих с тяжелобольными детьми, но и для всех педагогов. Очень важно, чтоб наши дети возвращались в общеобразовательную школу и нашли там поддержку. Чтобы вся система образования понимала жизненные смыслы. Наши дети не хотят, чтоб их жалели, они хотят, чтоб их понимали», - продолжил Сергей Шариков.

Конференция в Якутске подошла к концу, но тот энергетический задел, который получили все участники, работающие на площадке, будет направлен на детей и их семьи, чтоб поддержать и помочь обрести новый смысл жизни после тяжелой и продолжительной болезни.

Организаторы конференции отметили, что без поддержки благотворителей и волонтеров, болеющих сердцем, развитие проекта стало бы невозможны. И, конечно, организовать без финансовой помощи столь масштабную конференцию им бы не удалось, поэтому они выражают слова глубочайшей благодарности всей администрации Республики Саха (Якутия) и особенно Николаю Долгунову, председателю Правления АО АКБ «Алмазэргиэнбанк».