Общество

Роли как отражение нашего «Я» 

С юности нам говорят о том, надо быть цельным человеком, гармоничной личностью. Но если наше “Я” – это сплав, конгломерат множества столь разных и противоречивых “я”, тогда как же прийти к этой цельности? Развивая что-то главное в себе, и предавая забвению, изживая второстепенное?

27.10.2017 16:33:18

Роли как отражение нашего «Я» 
Роли как отражение нашего «Я»  Фото: пиар-агентство «Успех»

Предоставим слово нашему эксперту. Алла Спиваковская  -  практикующий психотерапевт, доктор психологических наук, профессор факультета  психологии МГУ, автор монографий и научных работ,  опубликованных в Германии, Японии, Китае, США, Финляндии и других странах.
 
- Множественность наших “я” – это множественность ролей, которые мы играем в жизни. На работе мы одни, на отдыхе – другие, в доме своих родителей – не такие, как в собственном, и так далее. Это нормально? Да, нормально, когда роль является результатом нашего собственного сценария. Когда мы её выбрали осознанно и играем с определенной целью.

Дело не в том, что мы бываем разными. А в том, что роли, которые мы исполняем, бессознательные, вынужденные. Как будто что-то в нас исполняет эти роли. Как будто мы проживаем не свою жизнь, а ту, которая вдруг возникает под влиянием обстоятельств, случайных ситуаций, социального, семейного окружения - да чего угодно, вплоть до погоды и времени года. В этой стихийной, случайной жизни мы иногда попадаем в точку, а чаще ошибаемся.

Каждая женщина и  каждый мужчина могут задать себе вопрос: а в какой мере та или иная моя роль отражает мою истинную сущность?

Такой вопрос уже сам по себе полезен. Допустим, есть некая женщина. С мужем она – секс-бомба, в глазах отца – неудачница, с ребенком – нежнейшая мать, на работе – суетливая и мелочная. И все это происходит в ее жизни стихийно, она многого даже и не замечает из того, что с ней творится, не отдает себе в этом отчета. И если начнет беспристрастно изучать, какая она в разные моменты своей жизни, в разных обстоятельствах, в разной обстановке, то обязательно удивленно спросит себя: а где же я?

Какой из этого выход? Как от этой раздробленности прийти к гармонии, к единству с самим собой? Прежде всего, как утверждает беатотерапевтический опыт, мы должны превратиться в хороших наблюдателей самих себя.

Если мы наблюдаем закат и рассвет, то почему бы нам не понаблюдать за собой, как за рассветом и закатом? Этот процесс очень интересный. Мы начинаем видеть себя совсем иначе, что уже великое дело. Если начать сознательно собой заниматься, то постепенно придет понимание: это я делаю правильно, здесь ошибаюсь, тут я добавлю, а это уберу и так далее.

Полезно, если человек не только продумает, но и опишет свои роли, разные свои проявления применительно к каждой конкретной ситуации. А потом задумается: в какой мере эти роли стихийны или навязаны кем-то, а в какой – сознательны и необходимы для нее.

Допустим, такой простой пример. На работе вы определенным образом мобилизованы, вернувшись домой, расслабляетесь. Вы по-иному одеты, в речи, в движениях, в общении позволяете себе совсем другую манеру. Это подходит вам? Подходит. Соответствует тому, что вы есть? Соответствует. И тогда вы начинаете играть роль расслабленной женщины, вернувшейся домой после трудового дня. Вы предписываете себе не только быть раскрепощенной в одежде, в походке, в разговоре, но еще быть нежной, спокойной и любящей. И это будет уже не случайно и стихийно, когда сегодня вы нежная и любящая, а завтра суровая и напряженная. Ваше новое поведение будет исходить из понимания того, что вы должны создать в доме особую атмосферу, и тогда вы сознательно можете поработать над ролью заботливой жены, матери, хозяйки. Сознательно решить, как вам одеться, сознательно поработать над голосом, чтобы он не звенел и не гремел. В гармоничном, счастливом человеке мало стихийности.

Он осмысливает себя, доверяет себе, берет на себя ответственность за каждый свой шаг. Да, он становится в какой-то степени актером. И чем более сознательно он играет свои роли, тем более целостную личность собой представляет. Способность сознательной игры,  как одна из составляющих искусства счастливой  жизни – это цель для участников беатотерапевтического  сообщества.