Общество

Новая модель аттестации учителей

В настоящее время идёт широкое обсуждение новой модели аттестации с использованием единых федеральных оценочных материалов и высказывается много замечаний и предложений. В том числе в отношении ее нормативно-правового обеспечения. Законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена нормативно определенная порядком аттестации процедура. 

20.02.2018 19:14:21

Новая модель аттестации учителей
Новая модель аттестации учителей Фото: Департамент образования города Москвы

Учитель должен заниматься своей основной работой — учить и воспитывать. Проведённая апробация новой модели на основе единых федеральных оценочных материалов выявила трудоемкость процедур, большое количество вовлеченных специалистов и существенную нагрузку на педагогических работников. А задача, поставленная на уровне Правительства России, — снизить бюрократическую нагрузку на учителя, не влияющую на результаты его работы. В этом смысле, предлагаемая новая модель на основе ЕФОМ повышает нагрузку на учителя при прохождении аттестации: подготовка и проведение видеосъемки урока, временные затраты на решение «профессиональной задачи». Причем, можно с большой вероятностью предположить, что это будут затраты личного времени педагога.

Действующая московская модель аттестации максимально упрощена и абсолютно свободна от различного рода бумажной волокиты. Она получила поддержку ассоциаций учителей-предметников и Единой независимой ассоциации педагогов.

Исаак Калина, Руководитель Департамента образования Москвы:

Трудозатратность предлагаемой процедуры такова, что уже на этом она теряет свой смысл. В Москве нет давно такого количества чиновников, методистов и прочих надзирателей за учителем, которые могли бы это делать. Их давно всех сократили, и слава богу.

Аттестация учителя – это не его работа. Учитель вообще не должен отвлекаться от работы с детьми на свою аттестацию. А если учитель хоть на секунду должен отвлечься от работы с детьми, чтобы пройти аттестацию, то это очень вредная система аттестации.

Самую главную аттестацию учитель получает от своих учеников, поэтому посмотрите результаты учеников. И этого вполне достаточно для аттестации учителя.

Левченко Василий, председатель ассоциации заместителей по качеству образования, директор ГБОУ Школа № 1206:

Предлагаемый вариант новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) с анализом видеозаписи урока приведет к оценке процесса, а не результата. На наш взгляд, это шаг назад в объективности оценки работы педагога, так как  результат останется за кадром.

В Москве уделяется внимание развитию культуры оценки качества образования. Система практическим путем пришла к пониманию важности объективной оценки учителя, связанной с результатами его учеников. В действующей модели все алгоритмизировано и просто. Учитель, который за межаттестационный период имеет положительную динамику результатов учеников, участвует в городских проектах и внес вклад в качественное образование московских школьников, проходит аттестацию в «два клика» и заслуженно получает квалификационную категорию.

Учитывая массовость, сжатые сроки проведения процедуры и необходимость объективной оценки, система аттестации не может быть «громоздкой». Она должна быть выстроена на объективных, измеримых, достижимых, понятных всему педагогическому сообществу критериях, и не создавать нагрузку на педагогических работников.