Общество

Мировая экономика: Как попасть в пятерку

В Москве проходит пятый Международный форум Финансового университета при Правительстве РФ "Как попасть в пятерку" традиционная площадка для дискуссий об изменениях в российской и мировой экономике, структурных трансформациях международной торговли и развитии общества

27.11.2018 14:46:18

Мировая экономика: Как попасть в пятерку
Мировая экономика: Как попасть в пятерку Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ

После выборов Президент РФ Владимир Путин подписал инаугурационный Указ, в котором обозначил перед кабмином конкретные задачи. Одна из важнейших целей – попадание в пятерку наиболее крупных экономик мира. По сути, это интегральная задача, успешное выполнение которой будет говорить и о правильности изменений в российской экономике.

Выступая на площадке форума, глава Минобрнауки РФ Михаил Котюков сообщил: «Хочу сказать, что задач попадания в пятерку у нас на самом деле две. Есть пятерка по объему экономики, а есть Топ-5 стран по исследованиям и разработкам. В фокусе внимания здесь находится несколько параметров: научная результативность, публикации, патентные заявки, возможности проводить исследования и количество самих исследователей. Россия по общему числу людей, занятых в этом секторе, четвертая в мире. Мы уступаем только Китаю, Соединенным Штатам и Японии. Соответственно, необходимо эти преимущества не утратить. И, безусловно, одним из важнейших элементов, который перекликается с наукоемкостью всей экономики – это валовые затраты российской экономики на исследования и разработки. Здесь мы пока имеем достаточно скромные показатели. Но, тем не менее, наука – это сфера, достаточно сложно устроенная. И в ней могут быть как долгосрочные эффекты, если мы говорим о фундаментальных исследованиях, так и вполне близкие результаты, когда научные заделы должны дать ответы и возможности для создания новых технологических решений».

Министр отметил, что в основных направлениях деятельности правительства, которые были утверждены на ближайшие шесть лет, наука и образование являются важнейшими инструментами достижения практически всех национальных целей верхнего уровня. При этом акценты будут делаться на совершенствование системы российского образования и научные исследования и разработки на базе российских организаций. Предполагается провести серьёзную модернизацию научной инфраструктуры. Это касается обновления приборной базы ведущих научных организаций (университеты, научные центры), развития сети уникальных установок мирового класса, так называемых мегасайенс. Реализация нацпроектов предполагает формирование целой сети в кооперации и партнерстве с различными международными организациями. Эти установки будут соответствовать самому современному уровню проведения научных исследований.

Михаил Котюков рассказал также об уникальных преимуществах России в области научных исследований: «Россия на сегодняшний день обладает уникальной научной инфраструктурой для проведения морских исследований. Я могу сказать, что по совокупному объему научных публикаций в этой сфере Россия сегодня вторая в мире. Это очень важно, и в рамках национального проекта мы планируем этот успех развивать. Мы понимаем, что морские исследования очень многофакторные. Это и вопросы биологии, и вопросы минеральных ресурсов, питания, фармакологии и т.д. Поэтому планируется модернизация научного флота и создание новых кораблей, которые создадут очень серьезное конкурентное преимущество России в плане науки и, очевидно, оно таит в себе значительные ресурсы и резервы для развития и нашего экономического потенциала».

Один из вопросов, заданных министру, затронул взаимодействие российской науки с реальным бизнесом, координацию их целей и необходимые совместные действия. По мнению чиновника, "один из ключевых вопросов - это кооперация всех участников.  Индустриальные партнеры инвестировать в фундаментальные исследования вряд ли будут в ближайшее время в России, хотя в мировой практике такие примеры стали появляться, но наша принципиально важная задача - приблизить потенциал российской  науки и высшего профессионального образования к запросам индустриальных партнеров. В  Указе Президента есть соответствующая цель - сформировать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, которые объединяли бы потенциал  науки и профессионального образования и обеспечивали бы взаимодействие с индустриальными партнерами. Готовится порядок предоставления госсподдержки таких образований, у нас ведется активная работа в этом направлении".