Общество

Кто хочет, тот добьется

Учителя гордятся учениками, ученики гордятся учителями – именно так происходит в школе  № 1252 имени Сервантеса.

26.03.2018 16:05:59

Кто хочет, тот добьется
Кто хочет, тот добьется Фото: Мария Макаревская

Ученики, которые окончили школу, не случайно приводят своих детей и внуков в стены родной школы. О преемственности поколений, наставничестве среди детей и директоров московских школ мы беседуем с директором школы № 1252 имени Сервантеса Ириной Владимировной Ануровой.

- Ирина Владимировна,  школа имени Сервантеса -  традиционная, домашняя, даже стороннему человеку видна связь поколений.

- Когда я провожу собрания в школе, смотрю на сидящих родителей, понимаю, что со многими из них я училась, кого-то учила сама. В школе царит дух преемственности, наставничества среди педагогов и детей.  Более старшие дети обучают чему-либо более младших, например, на сцене, когда они выступают, в подготовке научно-исследовательских работ.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем личном опыте наставничества, работы в качестве ментора.

- Проект по менторству в нашем городе начал работать 2 года назад. Одним из направлений деятельности менторов является помощь директорам образовательных организаций в разработке управленческих проектов и курирование процесса их реализации. 70 директоров были выбраны в качестве менторов. Все остальные стали стажерами. Я уже два года являюсь ментором в системе образования. В первый год я подготовила четырех  стажеров. Они достаточно удачно защитили работы, две из которых были посвящены теме развития в школе олимпиадного движения. Понятно, что если в нашей школе это направление хорошо развито, то соответственно, я могу помочь своим коллегам. В этом году была еще одна защита проекта моего стажера.

- Вы участвовали еще в одном проекте Московского центра развития кадрового потенциала образования «Рядом с директором». Расскажите об этом.

- «Рядом с директором» - это стажировка в течение недели или нескольких недель для тех, кто уже прошел аттестацию. Участник полностью «погружается в среду», в систему принятия решений, находясь рядом с директором школы весь его рабочий день. Ко мне приходила заместитель директора одной из московских школ, которая претендовала на должность директора. Я не меняла свой рабочий график, она приходила каждый день в школу, как на работу, смотрела, как у меня идет планирование, чем я занимаюсь. Мы, московские директора, не сидим сейчас только в кабинете, а участвуем во многих мероприятиях. Я куда-то ехала – она со мной. Я садилась смотреть селектор департамента образования – она со мной. Потом мы все анализировали вместе с моей администрацией, она смотрела, как все это происходит. И по окончании практики мы с ней заполняли интересный дневник, где кроме моих принятых решений была колонка для стажера «А как бы я поступила на месте директора».  Получались интересные кейсовые ситуации. Мы до сих пор дружим, общаемся. Она работает директором уже около года.

- Расскажите об опыте участия в проекте Московского центра развития кадрового потенциала образования «Взаимообучение московских школ».

- Проект «Взаимообучение московских школ» - это трансляция лучших практик от директора - директору, от школы - школе, совместный поиск эффективных управленческих и педагогических практик. Недавно в  его рамках мы проводили в школе семинар «Основное образование плюс дополнительное равно единое целое». Мы раскрывали секрет успешности наших ребят, их побед. Мы поясняли, что только уроков не достаточно, показали, как мы выстраиваем систему дополнительного образования, говорили о системной работе, о том, что в дополнительном образовании должны работать не только учителя школы, но и очень важно привлекать специалистов из других сфер. Например, у нас очень хорошо развито военно-спортивное, патриотическое направление, которое ведет подполковник ВВС в отставке.

- Школа имени Сервантеса традиционно была гуманитарной. Открывает ли школа для ребят пути для проб в техническом творчестве?

- У нас большое количество победителей в трех областях: испанский язык, филология, военно-спортивное направление. На семинаре, о котором я уже говорила,  выступил наш молодой преподаватель, который увлекается прототипированием и 3D-моделированием. Он смог увлечь детей. Школа гуманитарная – такого направления у нас никогда не было. И вдруг человек смог «заразить» детей, они начали участвовать в разных конкурсах. В этом учебном году они построили летательный аппарат и выиграли конкурс «3D БУМ». Теперь мы готовим детей для участия в чемпионате JuniorSkills по этим компетенциям. Есть направления, которые развиваются на протяжении большого количества лет – традиции, преемственность. Но стоять на месте нельзя. Мы идем вперед, развиваем новые направления. Если сейчас востребованы инженерные специальности, следовательно, несмотря на то, что мы - школа гуманитарная, мы тоже в это направление входим, начинаем его развивать, уже определенные успехи есть.

- Эта работа направлена на детей, у которых есть особые таланты или на всех учеников школы?

- Абсолютно все дети талантливы, каждому ребенку мы даем шанс. Те, которые не проявляют яркие способности в языке, идут в военно-спортивное направление, инженерное направление, изобразительное искусство. У нас очень много разных творческих коллективов. У нас нет никакого отбора. Я считаю, что очень важно, чтобы любой ребенок, с любыми способностями пробовал свои силы в разных направлениях. Мы стараемся в каждом ребенке разглядеть «изюминку», предложить ему дополнительные занятия в соответствии с его наклонностями, дать возможность почувствовать ситуацию успеха. И эта ситуация успеха переносится на другие сферы. Кто хочет, тот добьется – таков девиз нашей школы. Главное - дать ребятам шанс.