Общество

Кристина Полозова: Мы живем в сложное время больших возможностей

В России реформы в сфере образования — нечто привычное и кажущееся само собой разумеющимся для тех, чья жизнь связана с работой в образовательных учреждениях

26.01.2018 10:00:50

Кристина Полозова: Мы живем в сложное время больших возможностей
Кристина Полозова: Мы живем в сложное время больших возможностей Фото: из архива героини публикации

Сегодня можно встретить разные оценки образовательного пространства — от восторженных до резко негативных. Наверное, истина, как всегда, где-то посередине… Об этом мы беседуем с Кристиной Полозовой, директором Ивановского филиала частного образовательного учреждения «Институт управления».

СПРАВКА БМ24:

Кристина Полозова. Кандидат исторических наук, доцент. Юрист. Эксперт Рособрнадзора. Заместитель главного редактора научного журнала «На пути к гражданскому обществу». Автор двух монографий и свыше 20 научных статей. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.


Кристина Андреевна, можно ли сказать, что вы живете «внутри» проблем, связанных с современным российским образованием?

В определенной степени можно, потому что действительно жизнь сложилась так, что за последние 15 лет мне удалось получить очень разный опыт, связанный с системой образования в России. Это заочное обучение в негосударственном вузе и получение специальности «юриспруденция», аспирантура и защита кандидатской диссертации по специальности «Отчественная история» в государственном университете, работа доцентом, заместителем директора, проректором по правовым вопросам, директором филиала в частном вузе, аттестация в качестве эксперта Рособрнадзора, представление интересов вуза, где я работаю, в арбираже и судах общей юрисдикции разных уровней. Составление и контроль за составлением всех видов документации, связанных с работой вуза. Участие в редколлегии научного журнала, руководство оргкомитетом научно-практических конференций, два выигранных Президентских гранта для некоммерческих организаций по теме «Развитие новой модели патриотического образования и воспитания в России». Постоянные поездки в Москву по вопросам, связанным с образовательной деятельностью... Так что, наверное, можно так сказать.

Что вам дал этот опыт?

Прежде всего, – понимание того, что те сложности, с которыми в последние годы оказалась связана деятельность системы российского образования, в первую очередь — негосударственного; они с одной стороны носят обоснованный характер. В 1990-е годы государство ослабло, это сказалось на многих сферах общественной жизни. Образование не было исключением. Имелись случаи профанации учебного процесса в некоторых вузах, нацеленных на получение прибыли, а не на то, чтобы дать объем знаний пришедшим в них студентам.

Но, в то же время, есть изнанка деятельности по сокращению негосударственных вузов в рамках проводимых Рособрнадзором мероприятий по контролю за их деятельностью; это, что называется, когда вместе с водой выплескивают ребенка. За последние годы было закрыто много вполне достойных вузов по надуманным причинам; например, расхождение мнений руководства вуза и проверяющих на полноту и сроки устранения сделанных комиссией Рособрнадзора замечаний.

С чем это, на ваш взгляд, связано?

Один из моих коллег, историк, проводит аналогию с тридцатыми годами прошлого столетия, когда в рамках неизбежных в той политической ситуации репрессий, пострадало и огромное количество невиновных людей, в силу самого факта включения механизма всеобщих подозрительности и поиска врага. Полагаю, что данная аналогия избыточна. На мой взгляд есть необходимость совершенствовать существующую нормативную базу, регулирующую образовательную сферу в России, а также механизмы ее применения. У меня есть много идей, появившихся в течение нескольких лет напряженной работы; планы оформить их в докторскую диссертацию.

А если не глобально, а в рамках вуза, где вы работаете, чем оказались вам полезны эти знания и опыт?

Мы сохранили вуз, хотя и пришлось закрыть несколько филиалов. Для этого пришлось создать новые модели работы, новые механизмы реализации стоящих перед образовательным учреждением задач. Это создало много сложностей, но в то же время и дало новые перспективы, в том числе в рамках нашего сотрудничества с Московским финансово-промышленным университетом «Синергия».

Что бы вы сказали молодым людям, которые думают, стоит ли получать высшее образование?

То же, что и обычно говорю, и не только молодым: безусловно, стоит. Мы живем в сложное время больших возможностей. Бесплатным бывает только сыр в мышеловке, а все стоящее требует от нас напряжения всех сил. Но и результат того стоит. Сейчас время академической мобильности, когда можно пройти бакалавриат по одной специальности, магистратуру по другой, переподготовку по третьей. И это не означает, что человек ни по одной из этих специальностей не будет иметь глубоких познаний; напротив, по каждой из них он будет иметь их в том объеме, который требует современная динамично меняющаяся ситуация на рынке труда. Не нужно бояться смелых, амбициозных задач; те, кто их ставит, всегда достигают большего чем те, кто вершиной своих мечтаний определяет лишь насущно необходимое. Многие вещи сами по себе не плохи и не хороши, их делает такими наше к ним отношение. Кризис может сломать человека, а может стать для него новым шансом, новой возможностью. Новые возможности может открыть перед человеком и получение новой специальности; не надо их упускать.