Испортили даму, или тот редкий случай, когда реставраторы сохранили облик Медузы Горгоны на фасаде дома Майкова
Медуза Горгона стала популярным элементом фасадного декора послевоенной Москвы 1812 года, а сегодня ее лик часто испорчен горе-реставраторами
15.10.2020 14:25:33

После пожара вновь восстанавливали город. Комиссией, а точнее, главным её архитектором «по фасадической части» О.И. Бове был разработан и регламентирован целый набор типовых декоративных фасадных элементов. Одним из них стала – мифическая Медуза Горгона.
В альбомах впервые для всего городского пространства формулировалась идея единства декоративного оформления зданий, что очень важно с точки зрения формирования художественного облика Москвы.
«Московские ведомости» опубликовали распоряжение Комиссии для желающих строиться: «должны избрать для дома своего одну из утвержденных фасад с обязательством окончить строения в течение 3 лет».
Медуза Горгона символично была призвана охранять дома, восстановленные после пожара, разрушений и ассоциировалась с верой, победой русского воинства в Отечественной войне с французами. Поэтому ее образ встречался на фасаде очень многих московских домов и сохранился в центральной части Москвы до сих пор.
Согласно древним мифам, прекрасная девушка Медуза была превращена Афиной в страшного монстра и взглядом могла обращать в камень любого человека. Только Персей смог справиться с ней. Он принес отрубленную голову Афине, а та разместила ее на своем щите, оставив мертвой голове колдовскую силу. Считалось, что образ Медузы Горгоны на доме обратит в камень всех врагов и гостей-недоброжелателей.
В Москве иногда изображали Медузу в «смягченной», древнегреческой версии, со змеями вместо волос и достаточно устрашающим выражением лица. Такие сохранились, например, на Арбате, 28, в переулке Сивцев Вражек, д.6, на Остоженке д.53.
Однако даже женственные эллинистические образы в Москве выглядят не всегда разборчиво вследствие работы горе-реставраторов. Как, например, на Большой Ордынке, 21 или на Большой Лубянке, 13.
А недавно автор проекта Mascaron.org о фасадном декоре Москвы Дмитрий Французов обнаружил образы Медузы Горгоны и на главном фасаде Усадьбы Усачевых-Найденовых. Правда, ее трудно разглядеть из-за расширенного Садового кольца. А то, что еще осталось, испорчено наплывами краски. На поверхности греческих сосудов едва различима маска Медузы с крыльями над головой и переплетением под подбородком.
Интересно, как сохранится после реставрации еще один образ Медузы Горгоны в капителях колонн?
Вероятно, так же, как после очередной “реставрации”, стала подмигивать зрителю женская маска на фасаде дома №8 по Петровскому переулку.
В 1901 году эта девушка “появилась” из альбома чешского художника Альфонса Мухи, который стал учебником для художников, создающих женские образы Московского модерна.
Реставраторы лишили девушку зрачков, убрали с лица улыбку и чувственно приоткрытые губы.
К счастью, в Москве остались хорошо сохранившиеся и профессионально отреставрированные образы Медузы Горгоны. Прекрасный пример бережного сохранения фасадного рельефа можно видеть на Доме Майкова, на Большой Спасской, 19.
По мнению автора проекта, на фасаде, скорее всего, оригинальные маски, а не копии каких-либо других рельефов московских фасадов, что делает этот дом исключительно ценным с точки зрения разнообразия фасадного декора Москвы.
Дом поэта включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Реставрационные работы были инициированы арендатором здания, юрфирмой «Городисский и Партнеры». Они проводились три года (2006-2009 гг) под надзором Комитета по культурному наследию города Москвы. Здание поднимали на 80 см, на уровень культурного слоя, вернули зданию геометрию, восстановили фасады, камины, сохранили расстекловку того времени. К декору фасада, как видно на примере Медузы Горгоны, отнеслись с особой аккуратностью. И здание в стиле ампир, украшенное медальонами с лентами стало украшением исторической части Москвы.
Проект сложнейшего восстановления памятника истории, как образец, вошел в Сборник 100 примеров успешной научной реставрации XXI века «Москва, которая есть».