В Москве отреставрирован Дом Наркомфина
Мэр Москвы осмотрел итоги реставрации памятника архитектуры – Дома Наркомфина на Новинском бульваре
10.07.2020 17:40:58
"Сегодня знаковый день для всех знатоков и любителей архитектурного наследия Москвы. Завершена реставрация знаменитого памятника эпохи конструктивизма – Дома Наркомфина на Новинском бульваре. Она была тщательной и небыстрой, но в результате сделано практически невозможное. Реставрированы не только стены и интерьеры. Удалось возродить уникальную жилую среду, в которой новаторские идеи архитекторов 30-х годов соединены с современными стандартами комфорта. Реставрация Дома Наркомфина – хороший пример возрождения исторических зданий, который мы будем тиражировать и в других районах Москвы. Например, в ходе реализации Программы реновации, которая предусматривает сохранение нескольких сотен жилых домов, имеющих историческую и архитектурную ценность, но находящихся в очень плохом состоянии", – отметил Сергей Собянин.
20-е – начало 30-х годов XX века вошли в историю московской архитектуры как эпоха конструктивизма. Это было время смелых экспериментов, поиска новых архитектурных форм и строительных материалов. Одним из самых ярких памятников этой эпохи является Дом Наркомфина – жилой комплекс, построенный в 1928-1930 гг. по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР.
В ходе его строительства были использованы новаторские для своей эпохи объемно-пространственные и планировочные идеи, призванные по-новому организовать быт его обитателей. Огромное внимание было уделено дизайну жилых и общественных помещений – тщательно проработаны вопросы колористики и инсоляции, разработана и установлена специальная мебель.
В строительстве дома широко применялись экспериментальные материалы и конструкции: каркас – из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены – из бетонитовых пустотелых камней, стены и перегородки – из фибролита.
Дом Наркомфина часто называют "домом переходного типа" от старого уклада жизни к новому коммунистическому быту. Авторы проекта предполагали, что значительную часть свободного времени обитатели дома будут проводить в общественных помещениях – спортивном центре, столовой, коридорах. Для отдыха на открытом воздухе жильцы могли использовать лоджию на 2-м этаже, соединенную с коридором, а также плоскую кровлю с солярием (шезлонги) и цветником. Питаться они должны были в общей столовой. Тем не менее, в жилых ячейках была предусмотрена возможность оборудовать собственную кухню.
Разработанный авторами проекта социально-бытовой уклад жизни более или менее сохранялся в первые годы существования Дома Наркомфина. Прачечная, детский сад, столовая, спортивный зал, солярий активно использовались обитателями дома и жителями соседних домов. Однако уже через несколько лет практически все 3-комнатные квартиры были превращены в коммуналки, а коммунальный корпус исключен из состава жилого комплекса. Сначала его переделали под типографию, а впоследствии приспособили под конструкторское бюро.
В 1940-1970-е гг. значительным изменениям подверглась объемно-пространственная структура комплекса. В результате многочисленных перепланировок внутреннего пространства квартир были изменены площади и конфигурации кухонных зон, санузлов, заложены оконные проемы антресольного яруса. В подавляющем большинстве квартир поверх исторического покрытия полов уложен паркет. Хуже всего, что с момента постройки на протяжении более 80 лет в здании ни разу не проводился капитальный ремонт или реставрация.
В 2006 г. Дом Наркомфина был включён в "Список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения" ("World monuments watch list of 100 most endangered sites"), формируемый некоммерческой организацией World Monuments Fund.
К 2016 г. общее техническое состояние Дома Наркомфина оценивалось как неудовлетворительное. Практически полностью была уничтожена историческая материальная среда памятника, утрачены ценные архитектурные и художественные элементы – дверные и оконные блоки, поручни и ступени лестниц, ограждения балконов, инженерное оборудование, элементы освещения, оригинальные отделочные материалы, нарушена система водоотведения, гидроизоляция здания. Коммунальный корпус и часть помещений жилого корпуса находились в аварийном состоянии и не эксплуатировались.