Экономика

«Умный город» и его пилоты

Цифровизация становится трендом практически всех сфер жизни. Городское хозяйство не исключение. Оно также должно стать одной из площадок, где активно воплощаются все плюсы системы цифрового мониторинга и анализа – от содержания дорог и вывоза мусора до системы безопасности и экологического контроля

18.03.2019 13:06:46

«Умный город» и его пилоты
«Умный город» и его пилоты Фото: пресс-служба Минстроя РФ

Тому, как будет воплощаться в жизнь концепция умного города, какими средствами и способами, был посвящен международный форум «Умный город. Инструкция по применению». Он проводился в Калуге с 14 по 15 марта при поддержке Минстроя России и ООН-Хабитат, стратегическим партнером форума является АНО "Цифровая экономика". Помимо конференции на форуме работала выставка «умных решений», которые предлагали компании для внедрения своих разработок в современное городское пространство.

Форум в Калуге  собрал  ведущих российских и международных экспертов в сфере цифровизации, представителей федеральных и региональных органов власти, IT-разработчиков и мэров пилотных городов проекта «Умный город».

"Умный город" - это ведомственный проект Минстроя и реализуется он в рамках нацпроектов "Жилье и городская среда" и нацпрограммы "Цифровая экономика".

Точкой отсчета для реализации умного проекта стала концепция, разработанная национальным центром компетенций «Умный город» и Центром стратегических разработок при поддержке Минстроя России.

Как поясняют эксперты, документ основан на анализе глобальных трендов, мирового опыта и  российских разработок и включает механизмы оказания поддержки региональным проектам.

Мероприятия по внедрению проекта «Умный город» в России рассчитаны на 2019-2024 годы. Многие моменты в части цифровизации муниципалитетов и внедрения в их работу цифровых сервисов обозначены в Указе президента РФ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И задачи перевести на цифровые платформы системы жилищно-коммунального сектора, экологического контроля и проч. как раз соотносятся с этим определяющим развитие важных сфер жизни страны документом.

Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев призвал участников форума не «изобретать велосипед», не разрабатывать сервисы, если подобные или аналогичные решения уже имеются в банке решений проекта «Умный город», а их в этом банке 255 проектов. И это не конечная цифра.

«Вот почему важна инвентаризация существующих цифровых решений в конкретном муниципалитете, а что в соседнем. Важен обмен опытом, что можно взять из банка цифровых решений для внедрения в городское хозяйство», - сообщил глава Минстроя.

«Умный» - значит, удобный и экономный

Если кратко, то суть "Умного города" - перевести на цифру городское хозяйство, то есть все сферы городского хозяйства в систему цифрового мониторинга и анализа и прогнозирования. Ну а высокое качество городских сервисов, удобная и доступная городская среда и сервисы управления должны стать магнитом для инвестиций и активных граждан, готовых проявлять свой общественно полезный потенциал на благо конкретного муниципалитета. Вот такая борьба за человеческий капитал.

«Нам не нужны умные решения ради умных решений. Нам нужны умные решения для того, чтобы простым людям было просто и удобно жить. Чтобы талантливые ребята не искали лучшей доли в Москве, США, Китае и т.д., а чтобы они здесь, у нас проявляли свои таланты, внедряли качественные решения для жизни», - говорит замминистра строительства, руководитель проекта "Умный город" Андрей Чибис.

Он же развеял миф о том, что умные технологии - это только для богатых городов. По его словам, как раз важнее внедрять в небогатых муниципалитетах цифровые решения, потому что они радикально повышают качество работы инфраструктуры и экономят деньги. А на  сэкономленные деньги можно купить новый троллейбус, автобус, открыть новый парк.  

Что касается вкратце стандартов умного города, то они сводятся к синхронизации работы всех городских служб и платформ, это такой интеллектуальный центр городского управления, удобный общественный транспорт, умные светофоры, способствующие минимизации пробок, грамотные парковочные пространства с удобными способами оплаты, если мы говорим о мегаполисах.

Нельзя обойти стороной и тему безопасности. Речь о системе видеонаблюдения, которая не просто должна помогать раскрывать преступления, а предупреждать их совершение.

Стал пилотом. Что потом?

На форуме были подписаны первые соглашения о реализации проекта «Умный город» с городами-пилотами. Первыми стали Калуга и Обнинск. Всего же во время форума статус пилота обрели 10 муниципалитетов России.

Впрочем, как поясняют в Минстрое, точная цифра, сколько всего городов в стране станут реализовывать проект «Умный город» и как скоро цифровизация городского пространства охватит наши муниципалитеты, пока не известна. Многое зависит от воли местных властей, их желания осовременить свой город, сделать его более удобным и комфортным для жизни. Впрочем, активность со стороны губернаторов и мэров чувствуется.

«Сколько будет всего пилотов, на этот вопрос ответа нет. Если мы видим, что появился город, готовый взять на себя обязательства по интеграции новых технологий в городское хозяйство, мы будем только «за», - поясняет Андрей Чибис. 

Сегодня многие муниципалитеты стремятся получить статус умного города, однако вместе с ним они приобретают и огромную ответственность. Необходимы большие усилия как со стороны правительства в лице Минстроя, так и со стороны глав муниципалитетов, частных компаний, готовых к сотрудничеству в цифровизации городского хозяйства. Впрочем, такие компании есть. Им есть что предложить в качестве современных технологий, есть и желание взаимодействовать с городскими властями.

Статус пилота легко и потерять, если город не сможет оправдать взятые на себя обязательства.

Цена вопроса

«Умный город» получил старт в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Правда, на текущий момент дополнительного финансирования именно на цифровизацию городского хозяйства городам-пилотам не предусмотрено. Здесь должен проявиться эффект от взаимодействия с частными компаниями. Речь о государственно-частном и муниципально-частном партнерства. Здесь уже можно говорить о том, что этот интерес взаимный.

Различные компании, заинтересованные в сотрудничестве, готовы предложить свои технологии в самых разных отраслях городского хозяйства. Это и сбор данных о качестве воздуха, о количестве потребляемых ресурсов в многоквартирных домах и передача этих данных для точного расчета потребления, видео-аналитика, если говорить о безопасности, экологический мониторинг, системы, защищающие сети от хищения ресурсов и многое другое.

И все же на поощрительные меры активные пилоты рассчитывать смогут.

«Дополнительных денег пилотам не даем, но тех, кто готов работать и уже работает, будем поддерживать не только морально и интеллектуально, но и будем искать для них дополнительные меры поддержки, - поясняет руководитель проекта «Умный город. – Значительное количество мероприятий окупается за счет частных инвестиций».