Духовность

Рождество Христово

В ночь с 6 на 7 января (с 24 на 25 декабря по старому стилю) православный мир празднует один из главнейших праздников – Рождество Христово

06.01.2018 19:57:47

ФОТОРЕПОРТАЖ

Икона Рождества Иисуса Христа | Фото: Мария Ракова
Карта Вифлеема | Фото: Мария Ракова
Храм Рождества в Вифлееме | Фото: Мария Ракова
Рождественский вертеп | Фото: Мария Ракова

Все мы с детства любим этот волшебный праздник, и каждый из нас ждет чуда. Если немного поразмышлять, то ведь и правда: более двух тысяч лет назад случилось Чудо – Рождение Спасителя, который родился ради человечества.

Давайте вспомним историю этого важнейшего в жизни каждого православного христианина события. Спустя девять месяцев после Благовещения настало время родиться Христу. К тому времени вышло повеление от Цезаря Августа «написатися вселенней», иными словами, перепись населения. «Пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученной ему Женою, которая была непраздна (ждала ребенка – прим. ред.). Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

Мария пошла записаться в Вифлеем, потому что, как утверждает древнее предание, оставалась единственной из своего рода и, не имея ни братьев, ни сестер, подлежала переписи наравне с мужчинами.

Из Назарета в Вифлеем обычно едут чуть более трех суток, но, конечно, Иосиф и Мария, носившая в себе заветное бремя, передвигались медленней. Предание говорит, что при одном распутье, не доезжая Вифлеема, она взошла и расположилась на отдых на большом камне, уцелевшем доныне, и под этим камнем открылся родник воды. Затем она продолжила путь в Вифлеем. Город был переполнен. Все жилые углы были заняты. Бедные путники не смогли разыскать теплое пристанище в городе.

Близ ворот Вифлеемских, за городом, у так называемого источника Давидова, находилась в каменистой горе пещера. Она принадлежала к полю Вифлеемской жительницы Саломии, бывшей в родстве с Девой Марией и с Иосифом. В бурю сюда загоняли скот и укрывались от зноя и непогоды пастухи. В стене было высечено углубление, в которое засыпали корм скоту. В этом убогом пристанище, вдали от людей, и совершилось великое таинство пришествия в мир Христа Спасителя.

Кто проникнет, кто изобразит это приближение юной Девы с хранившим ее старцем к Вифлеему, под вечер утомившегося шумного дня! Поиски приюта. Вход в пещеру и безболезненное рождение Божественного Младенца…

Подстилка из соломы. На ней невместимый Бог. И пеленают Его любовно и заботливо руки Матери Девы… Какие таинства совершились в этой молчаливой душе, полной и нежной заботы о младенце как о Сыне, и восторженного поклонения Ему как Богу… Холодно… Убого…

Но над этой пещерой впервые зазвучала на земле райская песня. Песнь отрады, примирения. Пришли пастухи, созванные ангелами, приехали волхвы с дарами. А Дева все не сводила глаз с Младенца и грела Его своим дыханием, и грели Его, как Господина, стоявшие тут же, в пещере, волы и ослик.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость великую, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, пронссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2,11).

Это были единственные дни, когда материнская любовь Марии не страдала еще от роковых пророчеств. То были дни неомраченной пока радости, и она созерцала без конца сошедшего на землю Бога, который был и ее Сыном, переживая то, что никогда не пережила и не переживет ни одна женщина.

Одно название Вифлеема заключает уже в себе необычайную сладость для христианской души, и глубокое волнение охватывает паломников по сей день, когда они приближаются к месту рождения Спасителя мира.

Дорога из Иерусалима на Вифлеем идет, постепенно поднимаясь в гору. Перед путником расстилается равнина Рефаимская, а впереди ее – высоты святого Илии.

По пути попадаются развалины сторожевых башен, оград, столбов, окружавших виноградники этой прежде плодоносной, теперь же запустевшей долины. Одну из развалин называют домом Симеона Богоприимца. Долина была во времена Христа богата теревинфовыми деревьями, и сегодня там показывают отросток такого дерева, под которым, по преданию, Пречистая Дева отдыхала на своем пути из Вифлеема в Иерусалим.

Близ высот святого Илии виден древний колодец, называемый колодцем «трех волхвов». За монастырем святого Илии открывается вид на Вифлеем. Город расположен по горному хребту, склоняющемуся к югу в долину. Горизонт замыкается горами Мертвого моря и цепью Иудейских гор.

Над местом Рождества Христова несколько раз христиане воздвигали храмы. Сейчас здесь стоит храм, относящийся ко временам императора Юстиниана. Он посвящен Пресвятой Деве, мраморные ступени ведут в подземную церковь, к пещере Рождества. Там, в полукруглом углублении, вделана звезда, освещенная лампадами. В нескольких шагах от этого места находится особая «пещера яслей».

По преданию, Богоматерь пробыла в Вифлеемской пещере сорок дней, причем, в восьмой день во исполнение закона Моисеева было совершено обрезание.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно Божественному свидетельству Евангелия, изображающему празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным.

В заключение хотелось бы отметить, что Рождество Христово – главный праздник в христианском мире, и не следует его омрачать различными гаданиями, поскольку гадание есть обращение к темным силам и дерзкая попытка заглянуть в будущее против воли Божией, с ущербом для своей души.

Все мы должны помнить, что важнейшее чудо в эти дни уже случилось, а искренняя молитва сможет помочь добиться успехов в делах сегодняшних.

 Подготовлено при поддержке издательства "Сибирская Благозвонница"

ДРУГИЕ СТАТЬИ ИЗ РУБРИКИ Духовность