Афиша

Директор и ведущая актриса Театра на Таганке рассказали о жизни во время и после карантина

«Встреча перед премьерой у Бахрушина» с участием директора Театра на Таганке Ирины Апексимовой и актрисы Дарьи Авратинской состоялась в Бахрушинском музее 20 сентября в рамках I-го музейно-театрального фестиваля «Все в сад!»

23.09.2020 16:58:15

Директор и ведущая актриса Театра на Таганке рассказали о жизни во время и после карантина
Директор и ведущая актриса Театра на Таганке рассказали о жизни во время и после карантина Фото: предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея

Напомним: «Встреча перед премьерой̆ у Бахрушина» – специальная программа первого уличного фестиваля театрального искусства «Все в сад!», в рамках которой театральные деятели в формате диалога со зрителями рассказывают о предстоящих театральных событиях.

Первой после карантина премьерой Театра на Таганке станет спектакль «Снегурочка» в постановке режиссера Дениса Азарова, в главной роли актриса Дарья Авратинская. Первые спектакли на основной сцене театра зрители увидят уже 25 и 26 сентября. Ирина Апексимова отметила: «Это был выбор режиссера, для нас это было очень неожиданно, не помню, когда и где ее у нас ставили, хотя Островского в целом ставят много. За «Снегурочку» мы уцепились – потрясающая пьеса – чистая, про любовь, без грязи, и мы ничего к Островскому не добавляли, вырезали, может быть, строк 20, но не дописывали ничего точно». В новой трактовке спектакль представит два противоположных мира: мир Берендея – сегодняшний мир, и мир Снегурочки и Мороза в исполнении Александра Алексеевича Трофимова, старейшего артиста и гордости театра – это будет сегодняшний разговор разных поколений с помощью текста Островского.

Сотрудничество с режиссером Денисом Азаровым в театре началось с проекта «Репетиции», в котором артисты театра вместе с молодыми режиссерами с артистами сочиняют эскизы новых постановок. Денис Азаров сделал такой эскиз по пьесе «Кровавая свадьба» Федерико Гарсиа Лорки.

Директор «Таганки» назвала закрытие театров катастрофой и вспомнила, как это было: «театр был вынужден возвращать деньги за билеты, вернули около 40%; многие спектакли были перенесены на осень, как например «Снегурочка», которая должна была выйти весной, 29 марта, и все деньги на рекламу этого спектакля уже были потрачены, а билеты проданы».

Кроме того, не вышел спектакль «Спутники» по пьесе Аси Волошиной на основе одноименной повести Веры Пановой, который готовился к годовщине Победы. Аншлаговый спектакль театра «Lё Тартюф» вышел только 3 раза до карантина, потом начались возвраты билетов, а он был продан на полгода вперед на весь зал.

При этом, Ирина Апексимова поблагодарила правительство Москвы за поддержку: «Большое спасибо Москве – нас финансировали, мы получали дотации на выплату зарплат, чтобы люди не сидели на копейках» и призналась, что сейчас театр испытывает сложность с шахматной рассадкой, что идет в минус по заработку и спектакли совсем не окупаются. Вместе с тем заметила, что Театр на Таганке сейчас идет по пути экспериментов – работы с новой режиссурой, драматургией, сценографией. Современный театр становится базой, куда приходят разные режиссеры, разные актеры.

Дарья Авратинская поддержала разговор о тенденциях современного развития театра и напомнила, что «сегодня есть свободные площадки такие, как Театр Наций без штатной труппы, или Театр на Таганке, который интересен своим симбиозом – это классический репертуарный театр, где нет главного режиссера, а есть много приглашенных режиссеров со своими идеями, художниками, хореографами и артистами».

Лаборатория «Репетиций» театра за 5 лет представила 50 театральных экспериментальных эскизов. Не все из них стали полноценными спектаклями, но отбор прошли очень многие. Например, первой была Лера Суркова с постановкой «Золотой дракон» по современной немецкой пьесе Р. Шиммельпфеннига. Следующим был эскиз рок-н-драма «Вий» по мотивам повести Николая Гоголя в постановке режиссера Александра Баркара. Этот спектакль с успехом идет в театре до сих пор. Далее был спектакль «Кориолан» по одноименной пьесе Шекспира режиссера Анны Потаповой.  А иммерсивный мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-Стрит» в постановке Алексея Франдетти со сложнейшей музыкой Стивена Сондхайма –  получил четыре «Золотые маски» и по-прежнему не остывающий зрительский интерес. Весной 2020 года, буквально перед карантином, – в спектакль ввелась Лариса Долина. Сейчас идут репетиции, всё учится заново и в октябре постановка с участием народной артистки России выйдет снова.

К заслуженным победам директор театра также относит – спектакль «Старший сын» Дениса Бокурадзе, и выделяет спектакль «Басня. Теория идеального наблюдателя», который поставил специально для театра знаменитый танцовщик, балетмейстер, солист венской оперы Андрей Кайдановский. Ирина Апексимова: «Это был очень интересный эксперимент – он впервые работал с драматическими артистами, а мы впервые работали с балетмейстером-режиссером. Это была очень тонкая, умная история, которая рассказывала о персонажах всем известных басен, с посланием, что «мораль иногда убивает к чертовой матери все живое, все самое неординарное и интересное».