Звезды

Zikr. Звучание души в вибрациях голоса

DuoZikr — театр вокальных импровизаций, единственный в мире Театр Голоса. В своем творчестве Zikr используют уникальное сочетание вокальных приемов, ориентируясь на архаические техники разных народов мира

24.08.2017 10:13:53

Zikr. Звучание души в вибрациях голоса
Zikr. Звучание души в вибрациях голоса Фото: пресс-служба театра

В композициях дуэта можно увидеть разнообразие направлений: от классической музыки и этнических напевов до современного фри-джаза и модных клубных форматов. В преддверии 25-летия коллектива, которое будет ознаменовано юбилейным туром по России и Европе, Юлиана Жукова поговорила с солисткой дуэта Ольгой Ткаченко. Она рассказала об истории своего творческого пути, о воплощении идей в разных проектах, секретах вокального мастерства и планах на будущее.

Ю.Ж.: Для начала расскажите вашу историю жизни, творческий путь.

О.Т.: Моя любовь к театру началась давно – еще в подростковом возрасте я пришла в драматический кружок, после – в народный театр. В то время это было популярно – днем люди работали, а вечером занимались театром, причем достаточно серьезно. По окончании школы я поехала поступать в Москву. Но, вероятно, сделала это достаточно поздно – в июле, когда основной состав курса обычно уже считается сформированным, не потрясла столичных педагогов и вернулась обратно в Киев. Народный театр, где я служила, относился к заводу «Арсенал», и моя руководитель  устроила меня работать оператором на перфокарточных машинах. Днем я работала, а вечерами опять же занималась театром. И через год поступила в судию Театра Оперетты.

Два года изучала там вокал, сценическое движение, историю театра, историю литературы – все необходимое для профессии актера музыкального театра.
После этого я окончила театральный институт. Но, вернувшись обратно в Театр Оперетты, услышала от моего руководителя, что драматическое искусство меня как исполнителя, певицу подпортило, и меня определили работать в хор, а не в основной состав. И лишь в тот период, когда началось движение экспериментальных театров, я, можно сказать, нашла свое место. Проработав там год, из-за небольших проблем со здоровьем была вынуждена сделать перерыв. А после начала искать свое счастье в маленьких театриках, до тех пор, пока в один из них к нам не пришел Игорь Николаевич Калинаускас, известный на тот момент как психолог. Наш режиссер Валентина ходила к нему на лекции и привела его к нам в театр, чтобы он обучил нас технике «Огненный цветок». В августе 1989 года мы занялись изучением этих методик. А осенью театр распался. И Игорь Николаевич решил открыть свой театр. Так в январе 1990 года появился театр под названием «Огненный цветок» или «16 пси» - то есть 16 психоэнергетических состояний. Мы начали очень плотно заниматься психоэнергетикой, вибрационным пением, помимо драматического искусства в классическом виде. Но, как вы понимаете, в начале 90-х во всей стране начались катаклизмы, и в нашем театре тоже. Актеры постепенно уходили, в итоге мы остались с Игорем Николаевичем вдвоем. Мы поставили с ним «Песню песней», это был 92-й год, очень красивый спектакль. И впервые решили спеть в манере Zikr’а спектакль «Возлюби» по мотивам пьес Леси Украинки на тему мессии, на тему веры. Было много положительных отзывов. И в начале 1993 года мы приехали в Петербург с тем, чтобы начинать проект под названием DuoZikr. Первое, что сделал наш первый продюсер Андрей Ионов, повез нас в студию «Мелодия», и мы записали наш первый диск под названием «Голоса», или «Введение в практическую магию для влюбленного в искусство». С этого начался наш профессиональный путь. Мы преподнесли людям светский вариант эзотерического храмового пения, который мы сейчас называем «вибрационно-медитативное пение».
Ю.Ж.:И вот, проекту 25 лет. Как Zikr повлиял на ваше мировосприятие, мировоззрение?

О.Т.: Этот проект полностью изменил мою жизнь. Когда я столкнулась с психотехникой, вибрационным пением, самим Игорем Николаевичем, который это все привнес в мою жизнь как режиссер, как мастер, как учитель, в моей жизни изменилось практически все.

Ю.Ж.:  Что для вас Zikrсегодня? И какие творческие планы у вас?

О.Т.: Все равно вся моя жизнь крутится вокруг Zikr’а, потому что Zikr для меня – волшебный принцип импровизации, свободы, и разговор с Богом внутри меня самой.

Мне очень хочется снять кино. Я бы хотела снять фильм о любви. Когда-то давно, еще в школьные годы, я услышала историю первой любви моей пионервожатой, она так меня потрясла, что я пообещала – когда вырасту – непременно сниму фильм по этой истории. Пока я росла, все больше и больше узнавала таких невероятных историй, за 40 лет их собралось так много, что можно снимать сериал! Я их собираю, коллекционирую. Некоторые записаны, некоторые просто в памяти. Когда начнутся съемки, будет просто фейерверк всевозможных историй. Я думаю, что я успею сделать это в этой жизни.
Также в ближайшее время хочу издать книгу, которую я уже написала, но еще не оформила.
Ю.Ж.: Вы рисуете и  также преподаете в театре «Голос Огня»?

О.Т.: Да, у меня есть еще своя театр-студия Ольги Ткаченко, там обучаются классическому вокалу, театральному искусству, вибрационно-медитативному пению. Практически – театральное образование с необычным уклоном – в психоэнергетику и вибрационное пение. Мы периодически совершаем необычные поездки на Кипр, в Израиль для того, чтобы познать человеческую культуру, цивилизацию – самое лучшее, что относится к человеческой душе.

Ю.Ж.: Любите экспериментировать и сочетать несочетаемое?

О.Т.: Конечно. Мы сделали спектакль с театром-студией и театром «Голос Огня», сочетая американский мюзикл «Вестсайдская история» Бернстайна и классическую пьесу «Ромео и Джульетта» Шекспира. Там было много всевозможных экспериментов, и это было потрясающе. Зрители просто опешили от того, что классический Шекспир сочетается с историей на ту же тему, только американского Бернстайна.

Ю.Ж.: В каких залах мечтаете выступить с Zikr’ом?

О.Т.: В Альберт-холле, Карнеги-холле, Метрополитен-опера, Сиднейской опере. Эти знаменитые залы являются для меня неким звездным местом, где, по моему мнению, уже нужно показывать наше искусство. Чтобы там звучала не только классическая музыка, но и вокальное импровизационное искусство.

Ю.Ж.: Как вам удается, находясь в разных странах с Игорем, поддерживать проект?

О.Т.: Я жила и в Петербурге, и в Москве. Но изначально все начиналось в Киевском театре на Андреевском спуске. И театр «Голос Огня» возник в Киеве. Мы решили никуда не перевозить ребят, и оставить театр здесь. Игорь Николаевич периодически приезжает и проводит для них занятия.

Когда у Игоря возник свой театр в Москве, я хотела переехать и работать вместе с ним над новым театральным проектом, но не смогла – кто-то должен курировать «Голос Огня» в Киеве. Поэтому я тоскую по Москве, люблю Москву и Петербург – для меня это близкие города, я долго жила здесь, осталось много друзей, я приезжаю в Россию время от времени с мастер-классами по вибрационному пению. Такие же мастер-классы у меня бывают в Литве, Словакии, Италии, Франции, Англии, Чехии.
Ю.Ж.: Получается, во всем мире люди следят за анонсами ваших мастер-классов и приходят осваивать вибрационное пение?

О.Т.: Безусловно. У меня было желание создать свою сеть школ по вибрационному пению. Ведь «Школа Zikr’а» помогает человеку открыть его душевные глубины через голос. И самое близкое, что есть у человека – это его голос – тонкая интимная вещь. По голосу можно многое о человеке узнать. Такие школы уже существуют во многих городах Словакии, Литвы, России, Украины. Я рада этому, считаю, это помогает человеку быть человеком, и надеюсь, что таких школ будет становиться больше.

Ю.Ж.: Как музыка DuoZikr’а влияет на человека?

О.Т.: Вибрационное пение, помимо всего, еще и лечебное – это саморегуляция. Когда мы пели в Петербургской капелле, многие люди после концерта сидели и не уходили из зала, потому что пространство от Zikr’пения успокаивает, помогает восстановить душевную гармонию. А если в человеке налаживается душевная гармония, то и соматика становится здоровой, гармоничной – это путь к физиологическому здоровью.

Ю.Ж.: В театр «Голос Огня» приходят только люди, имеющие музыкальное образование?

О.Т.: Есть ребята с высшим музыкальным образованием, есть с техническим. В нашем театре работают два хормейстера, они помогают получить музыкальные знания любому – как человеку с опытом в музыке, так и без. Все зависит от того, хочет человек учиться или нет.

Ю.Ж.: Какие у вас музыкальные предпочтения? Что вы слушаете в свободное время?

О.Т.: Очень разнообразные. Бывают моменты, когда я, извините за эгоцентризм, предпочитаю слушать нашу с Игорем Николаевичем музыку – музыку Zikr’а, она меня гармонизирует и успокаивает.

У нас много дисков в стиле лаунж. У меня есть два диска, на которых я пою одна в этом стиле – «Океан» и «Магическая река» - для меня это гармонизация моего существования на все времена. Люблю слушать рок-радио, люблю слушать ДДТ – мои воспоминания о питерском прошлом, люблю джаз, люблю классическую музыку. Все зависит от настроения или от окружающих обстоятельств. Например, в машине я слушаю то, что предлагает радио. Я всеядный в смысле музыки человек.
Ю.Ж.: Возможно, я что-то забыла у вас спросить, а вы бы сейчас хотели мне это рассказать.

О.Т. Моменты моей жизни – «Сказки Шехерезады Петровны», я так их называю. Я начала  читать от 1001-й, то есть почти 50 сказок сегодня рассказала. 51-я будет в следующий раз.