Звезды

Николай Фоменко: Главное – чтобы не стыдно было перед детьми

Человек-комета. Все, чем бы он ни занимался в жизни, обязательно запоминается, оставляет ярчайший след. И так же внезапно гаснет, уступая место новым увлечениям...

23.11.2017 09:00:00

Николай Фоменко: Главное – чтобы не стыдно было перед детьми
Николай Фоменко: Главное – чтобы не стыдно было перед детьми Фото: предоставлено театральным агентством "Арт-ПартнерХХI"

Сегодня позади и знаменитые приколы на «Русском радио», и поразивший всех русский спорткар «Маруся», и многое другое. На первый план вышла семья. Даже актерская профессия для Николая Фоменко больше неинтересна, он не играет в театре. Исключением стал лишь один спектакль – «И снова с Наступающим». Почему? Об этом и многом другом Николай рассказал нашему изданию.

Николай, много лет наблюдаю за вашим творчеством. И самое главное качество, которое сразу бросается в глаза, – это какая-то очень выраженная мужественность. Особенно сейчас, когда мужчины стали так инфантильны. Это помогало вам в жизни или мешало?

Раньше было сложнее, потому что конкуренция среди мужчин была велика. Но и раньше, и сейчас – я не виноват. Вообще, каждому свое: кому-то – легализацию парадов на Красной площади, а кому-то – мужественность, ответственность и силу.

Вы несколько раз были женаты, у вас дети, внуки… Какое место в вашей жизни занимает семья?

Семья это 98% моей жизни, а остальные 2% – это то, как я ее могу обеспечивать. Потому что, если серьезно говорить, от меня ничего не останется, кроме моих детей и внуков. Надо отдавать себе отчет, что, по сути, вся твоя жизнь в исторической длине ничего из себя не представляет. Даже такие личности, как Владимир Ильич Ленин. Прошли поколения, и дети отвечают, что это дедушка Ельцин. То есть, толком уже никто ничего не помнит. А это историческая личность. То же самое и с любыми другими выдающимися людьми. Ну, то есть я хочу сказать, что не время принадлежит нам, а мы принадлежим времени. Моцарт не был бы великим гением, если бы у него не было 11 детей. Когда ты стараешься как можно больше отдать себя своим детям, они несут твою частичку и этим же поделятся со своими детьми. Вот это основное, а не то, что кто-то где-то спел или станцевал.

Вы строги в отношении семьи, вас родные побаиваются?

Нет, не думаю. Цели такой – зашугать всех, чтобы меня боялись – у меня нет. Мне достаточно того, что меня любят и уважают.

А что главное в воспитании детей?

Быть рядом с ними. Предугадывать жизненные моменты. Потому что, когда ты смотришь на ребенка, ты понимаешь, кто ты есть сам.

Ваша творческая деятельность никогда не стоит на месте. Раньше было «Русское радио», «Маруся», гонки, спорт и т.д. Над чем работаете сейчас?

Сколько себя помню, у меня всегда была работа, тяжелая и кропотливая. Я сегодня вышел из самолета в 11 утра в Домодедово, а завтра утром мне уже во Франкфурт. А вечером поздно опять нужно вернуться. А потом у меня начинается смена в съемках художественной кинокартины. А потом после ледового 12-тысячника в Питере я улетаю в Самару, чтобы играть спектакль, и так далее. И это все еще при том, что некоторое из графика выпало, и как раз это будет выходной день. Так что поеду заниматься музыкой, детьми и семьей.

Помимо творчества, что вам сегодня интересно в жизни, чем увлечены?

Вы знаете, у меня так много работы, я так много занят, у меня нет возможности позволить себе увлечения в том смысле, как это было позволительно в молодости при свободном времени или как это могут себе позволить более спокойные люди, к примеру, коллекционеры. А у меня – наоборот: сколько я выступал, все трофейные кубки команд за мою карьеру гоночную занимают несколько полок, мне их люди сами приносят… Так что мне всегда было и будет интересно максимально искренне и качественно выполнять свою работу, а все трофеи по жизни собираются и коллекционируются автоматически.

Почему вы сочли для себя возможным сыграть в спектакле «И снова с Наступающим» на сцене театра «Русская песня»? О чем и о ком он? Расскажите о своем персонаже?

Спектакль о наболевшем. О поверхностных взглядах современного общества. В том-то и дело, что все именно чем-то увлекаются. Вместо того чтобы работать. А ведь в профессии нельзя быть увлекающимся. Как только ты начинаешь профессией увлекаться, это превращается в самодеятельность. Самодеятельность тем и отличается от профессионализма, что люди ходят в дом культуры заниматься танцами, или в драматический кружок, но представьте, если таких людей заставить конструировать самолет или производить хирургические операции? Представляете, какая опасность во всем этом! Вот об этом как раз и наш спектакль.

По сути, в спектакле два главных героя – персонаж Ярмольника и ваш. Расскажите о вашей совместной работе – как сосуществуете вместе на сцене с этим партнером?

В моем понимании, работа на сцене предполагает наличие команды. Поскольку мы с Леонидом стародавние товарищи, именно стародавние, то, естественно, мы очень хорошо знаем друг друга. Мы знаем, насколько мы оба дотошные, мы по-особому подходили к репетициям, очень тщательно, а Леонид Исаакович подходил к этому еще как продюсер. Все это очень хорошо почувствуется, если прийти на наш спектакль. Ведь по сюжету должны встретиться два друга, однокурсника и рассуждать о жизни. Это очень искренний спектакль. И, отчасти, мы играем самих себя.

Несколько лет назад в одном из интервью вы говорили, что в актерской профессии вам открывать для себя как бы больше и нечего – все открыто, сыграно в театре у Романа Козака, нужно «закрывать эту дверь». Выходит, что-то все-таки осталось, раз вы выходите на сцену?

Когда умер Рома, я так и сделал. И я, действительно, за исключением данного спектакля, больше не занимаюсь этим. Но на это были определённые обстоятельства. Если бы этот спектакль кто-то другой делал, то вряд ли бы это состоялось. Мне кажется, я – в смысле собственных экспериментов над собой, в разных актерских направлениях, в разных смыслах существования на сцене, в разных приемах – уже все сделал. Поэтому когда умер Роман, мой ближайший товарищ и режиссер, я сказал, что больше не буду заниматься этим, потому что для меня самое главное – это команда. И здесь это получилось. Но такое встречается крайне редко. Поэтому больше я импровизировать на эту тему не хочу. Считаю, есть смысл тратить время только на определенный уровень мастерства, чтобы не стыдно было перед детьми.