Звезды

AMARIA: Настало время внутренней свободы

AMARIA – новый проект первого продюсера группы «Агата Кристи» Елены Чистовой. Творческий тандем окончательно определил основное музыкальное направление певицы и композитора, пробовавшей себя и в джазе, и фолке, и альтернативном дэнсе

20.07.2017 10:29:12

AMARIA: Настало время внутренней свободы
AMARIA: Настало время внутренней свободы Фото: из личного архива Елены Чистовой

Сейчас AMARIA вместе с Чистовой записывает первый рок-альбом, релиз которого намечен на конец 2017 года. О своих музыкальных предпочтениях, творческих процессах и взгляде на современную музыку певица рассказала порталу bm24.ru.

Многим ли приходится жертвовать, чтобы заниматься музыкальным творчеством?

Музыка требует большой энергии и регулярности занятий: если, скажем, ты хочешь держать себя в убедительной вокальной форме, ты должен заниматься, отводя этому значительную часть жизни. Но пение, если повезло встретить настоящего мастера-педагога, это и большое удовольствие, так что о жертве речь не идет. Любое серьезное дело требует дисциплины, мне к этому не привыкать, так сложилось, что вся жизнь была построена на этом базисе, и к настоящему ее этапу я подошла с осознанием того, что музыка – это то, чем я хочу заниматься на всем оставшемся отрезке пути.

Сколько времени в среднем уходит у вас на написание песни? Какую свою песню вы писали дольше всего и какую быстрее всего?

Возможно, мой ответ покажется удивительным, но написание песни занимает у меня не более часа. Быстрее всего, за 20 минут буквально, родилась в начале июля песня с рабочим названием «И все сначала», которую мы будем аранжировать, вероятно, уже в следующем году, так как сейчас завершаем работу над альбомом из 12 композиций, а в очереди еще около десяти. А вот дольше всего думала я над треком «Мама»: на английском он был написан довольно легко, за русский текст я долго не решалась браться, в итоге от создания англоязычной песни до ее написания на русском языке прошло более года: «…Рушится мой мир и горят мосты, холодность и гнев в твоих глазах, мама, страшно мне, это не ты!» Тема личная, непростая, практически табуированная, но столь распространенная…

Как вы придумываете сюжеты для своих песен, откуда они берутся? В их основе реальные события – или какие-то мифы? Например, у вас есть песня с названием «Черный ферзь» - вы сами играете в шахматы?

Придумывать ничего не приходится, на это есть минимум две причины. Первая – значительный жизненный опыт, где постоянные переезды и 11 школ за 10 школьных лет, влюбленности и разочарования, неудачный первый брак, четверо детей во втором, долгая практика самостоятельного бизнеса - без «дяди», «папы», «мужа-олигарха» и прочих облегчающих моментов – 17 лет, и сколько удивительных историй, жизненных взлетов и драм тех людей, которые становились клиентами, потом и друзьями…

Вторая – сам творческий процесс в моем случае не предполагает искусственности, тексты и музыка не «придумываются», а приходят. С шахматами я рассталась лет 20 назад, когда поняла, что постоянно проигрываю мужу, а о том, что он кандидат в мастера этого вида спорта, узнала позже и случайно. И песня «Черный ферзь» не про шахматы, конечно…

Какую свою композицию вы считаете самой экспериментальной?

Меня довольно долго бросало по разным жанрам, но самой неожиданной стала англоязычная композиция «Narrow track» (2015). И здесь тоже две причины: это единственная из более полусотни моих песен, где у меня есть соавтор – текст не мой, его написал Nikk Mark (группа MOGU), а вторая – это рэп, читает его Nikk, а я – на бэк-вокале.

Куда, по вашему мнению, сейчас движется звук современной музыки?

Молодые уши тяготеют к электронной музыке, где стержнем является бит, зрелые все еще хотят мелодического варианта, но, вот что важно: песня на русском языке – это музыка, да, но значение текста незаслуженно занижается. Мне приходилось слышать, что современный популярный радиоформат подразумевает «облегченные» тексты, чем проще – тем лучше. Какой-то период такое положение вещей может существовать. Но смею предположить, что звук современной российской музыки будет двигаться к развитию лексического содержания песен: можно бесконечно устраивать шоу, сборные концерты, оголяться и надевать короны, но без смыслового наполнения аудитория будет сокращаться: все всё уже видели, настала пора слушать.

Где вы больше видите себя: в большом музыкальном шоу-бизнесе или в андеграунде?

Случаи, когда андеграунд становился большим музыкальным проектом, известны, достаточно вспомнить ярчайший пример – культовую Nirvana Курта Кобейна. Как известно, его раздражала неожиданная популярность среди широких масс. Мне, что провела полжизни в светлых офисах, последние 6-7 лет с завидной регулярностью посещала разного масштаба и степени пафоса светские мероприятия, самой удивительно то, как комфортно я ощущаю себя среди тех, кто игнорирует мейнстрим. Настало время моей внутренней свободы, я возвращаюсь к самой себе, и то, на какую сцену приведет эта тропа, почти не важно: ни слава, ни деньги не являются достаточными стимулами, истинную радость я испытываю от творческого процесса как такового. 

У каждого нового интересного проекта обычно есть какая-то своя фишка – что-то новое и необычное, что он хочет привнести на музыкальную сцену. Что в вашем творчестве есть такого, чего раньше не делал никто?

Все всё уже делали. На вопрос о фишках гораздо лучше ответила бы мой продюсер Елена Чистова. Фишка уже в том, что она, с ее вкусом и требовательностью, с ее репутацией и опытом (Елена Чистова – первый продюсер группы «Агата Кристи», известный event maker), взяла проект AMARIA в работу. Среди отличий я могу назвать, спасибо матушке-природе, отмечаемый специалистами довольно низкий певческий голос (почти октава ниже границы контральто), а еще лучше – процитирую слова моей подруги, оперной примы Любови Казарновской: «Музыкальное творчество Амарии стало естественным продолжением литературного, тексты ее песен отличает глубокий смысл, они адресованы думающим людям, я бы назвала это интеллектуальной музыкой».

Раньше у рок-музыкантов существовало такое клише: «Услышал The Beatles – и понял, зачем живу». А у вас такое было, что что-то услышали – и поняли, зачем живете?

Именно The Beatles, их песню Because. Случилось это на школьном уроке музыки, куда я по просьбе учителя принесла одну из коллекционных пластинок, хранившихся у отца-битломана. Мне было 12 лет, я и сейчас могу закрыть глаза и видеть ту классную комнату, улыбающегося учителя и слышать те поразившие все мое существо звуки.

Для чего и для кого вы пишете свои песни – для себя или для этого мира? Как вы видите свою аудиторию?

«Можешь не писать – не пиши». Пока не могу. Моя аудитория – те, кто ищет смысл в происходящем.

В роке за его историю существовало много разных субкультур: хиппи, панки, металлисты, готы… Как вам кажется, какая была наиболее креативна в музыкальном плане?

Психоделический рок – одно из самых любимых направлений, готова слушать Pink Floyd бесконечно, не надоедает.