Транспорт

Владимир Якунин: Будущее за скоростями

На недавнем сочинском форуме «Стратегическое партнерство 1520» глава компании ОАО «РЖД» Владимир Якунин встретился с главными редакторами средств массовой информации стран пространства 1520 (единая ширина колеи). 

30.06.2015 10:34:09

Владимир Якунин: Будущее за скоростями
Владимир Якунин: Будущее за скоростями Фото: Сергей Гусев

Встреча в подобном формате на данной площадке возникла из потребности людей журналистских кругов пообщаться друг с другом и получить ответы на актуальные вопросы из первоисточника.

После приветственного слова глава ОАО «РЖД» отметил важность работы Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ и сообщил собравшимся, что получил телеграмму из органов СНГ, в которой они очень высоко оценили работу совета. Кроме того, председатель совета выразил удовлетворение той работой, которая проведена, и отметил: «Думаю, что сейчас немного международных организаций, которые имели бы такое внутреннее единство, основанное не на принуждении, а вырабатываемое за счет того, что мы очень четко осознаем тот факт, что наша работа должна быть согласованной и эффективной, иначе ничего хорошего из этого не выйдет».

Но, к сожалению, непростая экономическая обстановка в мире не может не отразиться на работе железнодорожного транспорта, где зафиксировано некоторое падение. «Что касается объективных причин падения объемов международных пассажирских перевозок, то в первую очередь нужно назвать ситуацию на Украине. Если говорить о наших железных дорогах, о работе федеральной пассажирской компании, то падение за пять месяцев составило 88%. Основная доля этого падения связана с путешествиями в Украину и из Украины, 3%, как считают специалисты, – результат общей ситуации, снижения возможностей людей путешествовать», – отметил президент ОАО «РЖД». По мнению Владимира Якунина, эта тенденция может измениться, тем более что народ любит поезд и зачастую предпочитает его как доступный способ путешествий.

Но не только со стороны пассажирских перевозок необходимо искать пути развития, еще многое предстоит решить в области реформирования железнодорожного транспорта в целом. Есть железные дороги, где по-прежнему и грузовая, и пассажирская работа находится в одном подчинении. А где-то пассажирское сообщение выведено в отдельную компанию. И с точки зрения экономики перевозки в этом случае существенную долю расходов составляет аренда локомотивов и оплата инфраструктуры. Получается, что федеральная пассажирская компания как основной перевозчик вынуждена оплачивать все движение с точки зрения инфраструктурного тарифа. При этом вагоны соседней страны при пересечении границы платят ФПК только плацкарт, т. е. часть билета, а за инфраструктуру вынуждена платить федеральная пассажирская компания. Сейчас предпринимаются попытки исправить ситуацию за счет выработки особой экономической формулы, призванной устранить существующее положение, которое нельзя назвать адекватным.

Но, как говорится, кризис – это лишь толчок к экономическому росту, поэтому собравшихся очень интересовало, где же точки этого роста.

Так, например, главный редактор из Узбекистана, поддавшись ностальгии, спросил главу РЖД: нет ли в планах сделать скоростную ветку Москва – Ташкент, связать Центральную Азию.

Дипломатичный ответ Владимира Якунина прозвучал неоднозначно: в стратегии развития железнодорожного транспорта такой ветки нет. Но это не означает, что она не появится. «У вас уже появилась скоростная железная дорога. И я считаю, что на всех уровнях нужно ставить вопрос, что такое сообщение нужно не только России. И если мы реально говорим о синергетической эффективности Совета СНГ, мы должны делать все для того, чтобы внутренняя мобильность была высокой, чтобы мы могли не тратить на дорогу в поезде от Ташкента до Москвы трое суток. Так что стратегия должна формироваться не только для РЖД, но и для всего железнодорожного пространства наших стран. Но это зависит уже от политического руководства. Но сама идея хорошая, – отметил Владимир Якунин.

Молдавский журналист выразил обеспокоенность тем, что в Молдове ведутся разговоры на самом высоком уровне о смене колеи. Владимир Якунин лишь подтвердил опасение, сказав, что на сотрудничестве смена колеи отразится катастрофически. Да и Молдавии не мешало бы задуматься о том, что они будут перевозить по новой колее.

Белорусский редактор поинтересовался, какие эффективные решения готов предложить Владимир Якунин для решения проблемы падения пассажиропотока. Ответ последовал незамедлительно: «Стриж». Эти поезда есть различных модификаций: с естественным наклоном кузова и с автоматическим изменением колеи. «Этот проект мы рассматривали для маршрута Москва – Минск и для движения дальше, до Берлина», – пояснил Владимир Якунин. А поезд, способный на скорости десять километров в час переходить с одной колеи на другую, по словам главы компании, должен появиться до конца этого года. РЖД на него возлагает большие надежды. «Сокращение времени в пути, ускорение движения приведет к тому, что мы сейчас наблюдаем с «Сапсанами», «Стрижами» на Нижний Новгород – увеличение пассажиропотока. Это один из вариантов решения проблемы», – добавил Владимир Якунин.

Главный редактор газеты «Большая Москва» поинтересовался итогами встречи главы РЖД с премьером Словакии. Владимир Якунин пояснил, что встреча с Робертом Фицо носила деловой конструктивный, даже товарищеский характер. На ней подняли ключевой вопрос: сотрудничество словацких компаний в сфере тяжелого транспортного машиностроения с Российской железнодорожной компанией и другими российскими компаниями – производителями железнодорожной техники. «Естественно, девальвация рубля нанесла этому сотрудничеству очень большой ущерб: из-за рубежа сейчас вообще ничего не выгодно привозить, дорого получается. Поэтому первая тема была посвящена этому. Мы наметили пути по преодолению этой стагнации: за счет совместного производства, за счет комплектующих, которые ложатся в цену товара, но не выбрасывают ее на неприемлемый уровень. Вторая тема касалась сотрудничества в сфере развития транспортных систем. Речь идет в том числе о проекте нового транспортного коридора на базе нашего стандарта широкой колеи, который должен пройти через Братиславу до Вены. Этот меморандум свидетельствует о политической поддержке проекта, реализуемого четырьмя международными администрациями, естественно, под эгидой своих правительств. В настоящее время проект находится в стадии бизнес-проекта», – пояснил глава РЖД.

Не смогли участники встречи обойти вниманием тему Крыма. Итак, можно будет отправиться из Москвы в Ялту на поезде?

«Что касается Крыма, на нас возложена ответственность создать подходы к Крымской переправе, которая сегодня должна выглядеть в виде моста, – пояснил Владимир Якунин. – Впрочем, в рамках нашей зоны ответственности мы уже приступили к реализации проекта. Добавлю, паромная переправа будет работать, пока не возведут сам мост».