Куда держат путь электрички
Пригородный железнодорожный транспорт был и остается одним из самых популярных и востребованных у жителей как небольших населенных пунктов, так и обитателей городов и мегаполисов.
07.07.2015 14:12:13

Выполняя социальную миссию, электрички, вернее компании-перевозчики, помогают преодолевать расстояния быстро и достаточно комфортно – кому-то, чтобы добираться до работы или учебы, кому-то – до места лечения... Особенно востребованы пригородные поезда в дачный сезон.
О развитии пригородного электротранспорта, новых планах, существующих проблемах и способах их решения мы беседуем с Ильей Черняевым, начальником департамента по связям с общественностью ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», самой крупной в стране из пригородных пассажирских компаний.
– Илья Васильевич, правильно ли говорить о росте популярности электричек? Что говорят цифры?
– В целом, исходя из ситуации, которая наблюдается на территории зоны обслуживания ЦППК (10 субъектов ЦФО. – Прим. ред.), пригородный пассажирский транспорт действительно становится все более востребованным. Например, в прошлом году поездами компании было перевезено почти 600 млн человек. Что касается Москвы и области, ежедневно услугами компании пользуются порядка 1 млн 600 тысяч человек.
На рост спроса влияет и развитие территорий Москвы, расширение Московской области. Кроме того, пробки, введение системы платных парковок в городе заставляют многих пересмотреть свое отношение к электричкам. Они более экономичный и удобный вариант передвижения, позволяющий планировать собственное время. Быстрее и дешевле приехать из Подмосковья на работу в Москву именно так, чем на личном авто, когда есть реальная перспектива застрять где-нибудь в пробке, опоздать, потерять время.
– Говоря о комфорте пригородного пассажирского транспорта, всегда находится что покритиковать: уровень комфорта самих вагонов, степень безопасности пассажиров… Каковы темпы замены подвижного состава на более современные и удобные?
– Это действительно серьезный и ответственный пласт работы. Однако заменить подвижной состав сразу, одномоментно нереально. Этот процесс осуществляется в плановом порядке. На смену вагонам, прослужившим по четверть века и более, приходят новые современные электрички. В частности, в позапрошлом году наша компания закупила четыре электропоезда, а в прошлом – уже 26. Причем новый подвижной состав существенно отличается от прежних моделей и по уровню комфорта, и по степени безопасности. Новые электрички оснащены и внешним видеонаблюдением, и видеорегистраторами. Есть туалеты, в некоторых поездах предусмотрены крепления для велосипедов. Да и, проехавшись на таком поезде, вы не сможете не заметить разницы: у него более плавный ход. Например, одна из таких электричек в этом месяце появится на ярославском направлении, заменит «Спутник», курсирующий экспрессом.
– Актуальная тема в российском масштабе – взаимоотношение пригородных пассажирских компаний с руководством субъектов Федерации. Многие эксперты говорят, что сроки, на которые перевозчики заключают договоры с регионами на осуществление перевозочной деятельности, необходимо увеличивать. Что это даст сторонам?
– Сегодня (мы говорим о взаимоотношениях ЦППК с правительствами Москвы и Московской области) договор на перевозку заключается на пять лет. Однако оптимальным был бы строк в 15 лет. Это даст весомые преимущества компании для развития. Появится возможность прогнозировать ход инвестпрограмм, реализовывать стратегические планы, в частности по обновлению подвижного состава.
Так что от продления сроков действия контрактов прежде всего выиграет пассажир. А компании получат возможность повысить темпы замены старых, морально и физически устаревших составов на новые, более комфортные и с высокой степенью безопасности.
– Насколько востребованным оказался Wi-Fi в вагонах электричек?
– В феврале этого года в качестве пилотного проекта мы оснастили системой Wi-Fi один электропоезд, чтобы понять, насколько услуга окажется востребованной у пассажиров. Согласно результатам опроса, который проводился на портале электронных референдумов «Активный гражданин», большинство (90%) участников опроса высказались за то, чтобы Wi-Fi в электричках был. Планируем, что до конца года на полигоне Wi-Fi будут оснащены 50 подмосковных электричек (это примерно четверть составов).
– Возвращаясь к разговору о востребованности электричек. Сегодня все направления загружены, а в часы пик бывают перегружены. Каким видится решение этой проблемы – запуском дополнительных электричек?
– Электричек хватает. Дело в пропускной способности путей. В настоящее время правительство Москвы и Российские железные дороги реализуют программу по строительству дополнительных путей.
– Есть ли будущее у системы продажи билетов на пригородные поезда через Интернет?
– В настоящее время через сайт Российских железных дорог уже можно приобрести билеты на экспрессы. Не исключено, что такой способ будет применен и к продаже проездных билетов на электрички. Правда, следует продумать сам механизм на основе мнений пассажиров. И вообще так ли это будет необходимо. Например, вряд ли это станет оправданной мерой, если речь идет о покупке разового билета. А вот приобретение абонемента, например карты «Тройка», почему бы и нет… Думаю, это послужит предметом отдельного опроса в рамках системы обратной связи, которая у нас в компании широко практикуется.
– Безбилетники – это по-прежнему головная боль компании? Как боретесь с зайцами на маршрутах?
– Есть люди, которые не платят за проезд в пригородных электричках из принципиальных соображений. Одни говорят, что не за что тут платить, другие просто то ли ради азарта, то ли из желания сэкономить не хотят покупать билет. И процент зайцев стабилен – 10-15%. Почему-то они думают, что сходить в магазин и взять с полки что-то, не заплатив за товар, это непозволительно, а проехать на электричке бесплатно – в порядке вещей. Наша компания регулярно проводит рейды по выявлению безбилетного проезда. Недавно увеличившиеся штрафы со 100-200 рублей до тысячи на подмосковном сообщении плюс рейды становятся эффективным инструментом в борьбе с зайцами. Так, за первую неделю рейда, стартовавшего в середине июня на ярославском направлении, кассирами-контролерами ОАО «Центральная ППК» было составлено 300 актов. А на второй неделе рейда было составлено всего 72 акта. И такая практика будет
продолжаться.