Общество

Робот-двойник, мозговой чип и таблетка вместо еды

Чего не хватает сегодняшним московским школьникам?

07.06.2017 10:26:44

Робот-двойник, мозговой чип и таблетка вместо еды
Робот-двойник, мозговой чип и таблетка вместо еды Фото: pixabay.com

С сентября прошлого года проект «Московская электронная школа» стартовал в шести школах столицы: электронный дневник, журнал, библиотека материалов, сценарии уроков, Wi-Fi, мультимедийные доски, ноутбуки, VR-очки, 3D-сканеры и планшеты. C сентября к МЭШ начнут присоединяться остальные школы.

Что может делать учитель на платформе МЭШ:

-оставлять домашнее задание;

-создавать электронные сценарии уроков;

-вести переписку с родителем и учеником;

-пользоваться электронной библиотекой материалов;

-ставить оценки.

Что может делать ученик и родитель на платформе МЭШ:

-вести переписку учитель/родитель, учитель /ученик

-пользоваться электронной библиотекой материалов: 36 учебников, 181 литературный источник, 6 виртуальных лабораторий, 200 тестов и 23 тысячи сценариев уроков;

-отслеживать динамику успеваемости;

-узнать домашнее задание;

-оставить уведомление об отсутствии ребенка;

-следить за ходом урока дистанционно;

Одни учителя без труда управились с новыми технологиями, другим пришлось непросто. У 60-летней МарьИванны никогда электронной почты-то не было, а тут сразу электронные сценарии урока создавай и на мультимедийной панели презентуй. Поэтому все учителя проходили подготовку в ТемоЦентре по самым разным курсам: от кнопки «Пуск» до эффективного урока с планшетом. За год технологиям обучились 14 тысяч педагогов.

Чтобы учителям было интереснее создавать электронные сценарии, их мотивировали грантом в 100 тысяч рублей. Не без условий: материалом должны воспользоваться не менее 500 коллег. «Учителями-грантополучателями» стали 32 человека. Кстати, школьники также создают сценарии уроков, а педагоги помогают справиться с трудностями: выбор темы, поиск материалов, загрузка контента на платформу.

На сегодняшний день более миллиона человек пользуются электронным журналом и дневником. Более 55 тысяч учителей пускают в ход систему планирования, проведения уроков и контроля результатов.

Вроде, возможности расширились – бери и пользуйся. Но все еще остается группа недовольных родителей и учителей. Мы узнали мнение ребят о МЭШ: тех, кто постоянно работает с платформой.

Полина Лебедева, ученица 7 «Б» класса школы №1995

Оценивает свою активность в интернете на 6 из 10

Какой теме посвящен твой сценарий урока?

Я делала его вдвоем с одноклассницей, Алиной Даниличевой. Мы выбрали тему «Японская культура». Дело в том, что я путешествовала по Японии, а Алина там жила. Мы проделали большую работу, у нас получилось больше 100 слайдов. Когда стали загружать сценарий на платформу, система зависала. Мы боялись, что вот-вот все слетит и наш труд пропадет. На все про все у нас ушло около 6-8 часов.

А потом вы презентовали сценарий на электронной доске?

Да, мне они, кстати, не нравятся. Я сижу на первой парте, и для меня слишком ярко. Я за классику – меловую или маркерную доску. Это удобно.

Какого изобретения тебе не хватает?

Технологии развиваются быстро, но, мне кажется, мы достигли предела. Машина времени – это что-то невероятное на сегодняшний день. Хотя даже сегодня можно обмануть время. Когда летишь, например, из России в Японию, выигрываешь пару часов. Это прикольное ощущение. Было бы классно, если бы самолеты летали быстрее

Я безумно хотела бы участвовать в чем-то великом. Например, сейчас ведется проект по клонированию мамонта. Ученые нашли его ткани, но неизвестно, пригодны ли его клетки ДНК. К сожалению, в наше время клонирование не развито: из миллиона попыток удачных только 2 или 3. Я надеюсь изменить эту ситуацию.

Настя Головачева, ученица 10 «В» класса школы №1194

Оценивает свою активность в интернете на 10 из 10

Что изменилось в школе после внедрения новых технологий?

Способ получения информации стал совершенно новым. В классах появились электронный дневник и библиотека материалов, а еще мультимедийные панели. Кстати, очень удобные: информация воспринимается лучше, можно уместить много всего. У меня по химии был полный провал, не люблю этот предмет. Когда мы делали сценарии уроков, я специально выбрала химию, чтобы лучше в ней разобраться. В результате это полугодие я вытянула на четыре.

Еще я стала понимать историю. Когда рассказывает учитель – это хорошо, но не так наглядно. А на электронных досках диаграммы, события, выноски, выдержки, картинки, видео. Онлайн-тесты - вещь: выбираешь вариант ответа, видишь, правильно или нет, и тут же учитель объясняет, что не так.

Если пропускаешь урок, то можно на нем присутствовать удаленно. Вместе с классом в онлайн-режиме проходишь материал и решаешь задачи. Это мне тоже нравится – удобно.

Тебя не напрягает полный контроль со стороны родителей? Что они думают по поводу твоей активности в интернете?

От родителей мне скрывать нечего: если я и пропускаю, то делаю это с их согласия. Мои оценки они и так знают, учусь я неплохо.

Раньше родители забирали телефон из-за того, что я часто сижу в интернете. Сейчас даже не ругают: сами там же. Совсем отказаться от телефона я не могу. Когда нужно, кладу его экраном вниз, чтобы не видеть уведомлений. Но и в телефоне можно «сидеть» по-разному: переписываться с друзьями или читать статьи. Был период, когда я прокачивала английский через приложение. Мама думала, что я просто так там сижу. Я объяснила, она поняла и больше не переживала, что я попросту трачу время.

Как ты считаешь, МЭШ вызывает зависимость от интернета?

Я думаю, нет. МЭШ, наоборот, вызывает интерес. Раньше нужно было отвлекаться от телефона, чтобы учиться, узнавать оценки. А теперь все здесь. Это время я могла бы тратить на пролистывание ленты новостей, а приложение напоминает: иди учись.

Оторваться от бессмысленного сидения в интернете мне также помогают мысли о будущем. Если не заниматься поступлением сейчас, то уже никогда.

Каким ты видишь школьный урок через 15 лет?

МЭШ приживется и трансформируется. В будущем мультимедийные панели будут еще лучше. Меловые доски полностью уберут. Конечно, сменится поколение учителей, но главное – чтобы их не заменили роботы. Потому что видеоуроки – это интересно, но иногда не понимаешь какие-то моменты. Учитель же объясняет и указывает на ошибки.

Какого изобретения не хватает человечеству?

Таблетки, чтобы не есть. Моя мама говорит, что на еду тратится очень много времени и денег, а так таблетку съел – и сыт. Было бы прикольно еще иметь воздушное такси, чтобы пробки облетать.

Семён Егоров, ученик 9 «А» класса, школы №1194

Оценивает свою активность в интернете на 5 из 10

Что из нововведений тебе показалось наиболее удобным?

В прошлом году мы в тестовом режиме носили в школу планшеты вместо учебников: не надо было таскать огромную махину за спиной, которая весит больше, чем ты. Вместо учебников – электронная библиотека материалов. Сейчас снова с портфелями ходим. Удобен свободный доступ в интернет по Wi-Fi: через электронную доску учителя показывают фильмы или научные программы. Некоторые материалы даже интереснее, чем рассказ педагога. Нравится электронный дневник: не нужно вести бумажный, да и родители всегда в курсе оценок.

То есть, вы больше не выполняете лабораторные?

Выполняем, конечно. Видео нам включают, когда учитель сам хочет что-то показать. Кстати, из-за МЭШ я решил выбрать нефтехимическое направление для поступления. Меня заинтересовали новые занятия, поэтому я начал изучать предмет более углубленно. Я хочу быть геологоразведчиком. Меня привлекает, что в этом направлении я смогу на 100% использовать свои знания. Плюс по техническим специальностям зарплаты выше.

Что ты делаешь, когда сидишь в интернете через телефон? Что по этому поводу думают родители?

«В телефоне» много времени не провожу, в основном музыку слушаю. Родители относятся к этому положительно, потому что знают, какими ресурсами я пользуюсь. Я увлекаюсь исторической реконструкцией, поэтому читаю статьи по этой теме.

Каким будет школьный урок через 15 лет?

Будет либо учитель, либо наблюдающий. Но педагог нужен, потому что ты читаешь статью и ничего не понимаешь. А учитель – это человек, который умеет переводить с научного языка на наш. Надеюсь, что полностью уйдут бумажные учебники – это идеально.

Саша Никульникова, ученица 6 «Б» класса школы №1571

Оценивает свою активность в интернете на 2 из 10

Каким был твой сценарий урока?

Я делала сценарий по математике, по теме «Проценты». Когда учитель предложила мне подготовить интерактивный урок, мы только закончили изучать проценты. Я решила, что будет интересно, если я узнаю что-то еще. Мне понравилась эта идея, потому что мои труды не просто будут валяться на полке, а пригодятся другим в работе.

Я искала материал, компоновала его, а учитель загрузила урок на платформу. Я включила туда много примеров и задач: получился целый сборник с решениями. Работа оказалась сложной, масштабной. Как могла, старалась, чтобы это не был нудный доклад: добавила картинки и гифки. Я была и дизайнером, и математиком, и учителем, и тренировала ораторское мастерство. Теперь нашим уроком могут пользоваться ученики и учителя. Плюс я сама многое узнала по теме процентов.

Ты уже презентовала свой проект?

Да. Одноклассники сказали, что понравилось. В самом начале работы я рассказала о проекте родителям, они помогали искать задачи, а я с ними постоянно советовалась. Как без этого?!

Каким ты видишь школьный урок через 15 лет?

Наверное, учителей в классах не будет. Вместо них – электронные проекции, как в фильмах. Видеоуроков будет больше. В школе на каждом этаже будут висеть телевизоры, а на уроках английского дети будут смотреть мультики на иностранном.

Может быть, все будут учиться из дома через Skype. Но это плохо, потому что с одноклассниками не поговорить. Если всегда сидеть дома, то потом будет сложно на работе – там уж точно нужно будет общение. Если этому не научиться сейчас, потом будет сложно.

Какого изобретения не хватает тебе?

Мне не хватает машины времени, чтобы делать уроки днем. А то сейчас я занимаюсь чуть ли не до ночи.

******

Ребята мыслят на опережение. Вы в 7-м классе знали, в какой институт будете поступать? А сколько баллов для этого нужно? Сколько часов потратить на подготовку, чтобы достичь цели? Какие навыки прокачать, какие книги прочесть?

С технологиями есть тонкая грань – «не передозволить». Начинается она там же, где заканчивается родительское «мне не все равно». По ссылке https://vk.com/app5671337_-134260691#227453 есть любопытный тест-опрос. А вам не все равно?