Общество

Плюсы и минусы обучения на дому

Споры о том, какое образование лучше – домашнее или школьное, ведутся постоянно. Много сторонников как у обучения на дому, так и регулярного посещения школы. Попробуем разобраться в том, что лучше, а что хуже

31.08.2017 10:14:48

Плюсы и минусы обучения на дому
Плюсы и минусы обучения на дому Фото: пиар-агентство «Успех»

Нашим экспертом выступает бизнес-леди, директор по развитию агентства эффективного управления персоналом Нурия Архипова, по совместительству — мама младшего школьника.

- Как известно, домашнее образование было очень популярно до революции. Хотя и в те времена уже существовали школы, гимназии, училища, но все-таки домашнее обучение было более дорогим, более качественным, соответственно, позволить себе его могли только люди очень состоятельные. Ребенок из дворянской семьи с малых лет обучался нескольким языкам, в том числе «мертвым», свободно разговаривал на французском, немецком, читал в подлиннике речи Цицерона и «Илиаду» Гомера. Кроме того, такой ребенок обладал знаниями в истории, искусстве, математике, мировой литературе. Хороший пример домашнего обучения – известный русский математик Софья Васильевна Ковалевская, которая никогда не училась в школе, но благодаря полученным знаниям, прослушав впоследствии дополнительно курс лекций по математическому анализу, поступила в один из самых престижных вузов того времени – Гейдельбергский университет. Образование, полученное в гимназии или реальном училище, было немного проще, но поступить в университет бесплатно или продолжить карьеру оно вполне позволяло. Крестьянские дети учились грамоте только в тех случаях, когда барин был просвещенный и открывал в своем поместье школу.

С приходом советской власти образование и посещение школы стало обязательным для всех без исключения. Фактически домашнее обучение было применимо только к часто болеющим детям или детям с серьезным диагнозом, которые физически не могли посещать учебное заведение. К таким детям школьные учителя приходили на дом.

С 1992 года в России на законодательном уровне принято решение о том, что учиться на дому может каждый школьник. Теперь вопрос о том, где будет учиться ребенок, решается его родителями или опекунами. Таким образом, отказавшись от посещения школы и перейдя на надомное обучение, ребенок фактически с юных лет осваивает экстернат – систему, при которой изучение материала становится самостоятельным, школа посещается только для сдачи итоговых аттестаций.

Какие плюсы видят в домашнем обучении родители:

·       Ребенок не страдает от уравниловки, несправедливых оценок и претензий со стороны учителей.

·       Благодаря индивидуальному подходу он получает более качественное образование, лучше отрабатывает темы, демонстрирует способности.

·       Не страдает морально и физически от ежедневного пребывания в стенах общеобразовательной школы.

Такие родители уверены, что школа не может дать нормального образования, ведь к детям подход унифицирован, а каждый ребенок – индивидуальность.

В свою очередь школьные учителя признают, что, находясь на домашнем обучении, можно получить более углубленные знания. Многие учителя занимаются репетиторством и понимают, что к каждому ребенку действительно нужен свой подход – не все дети воспринимают информацию «на лету», с некоторыми надо разобрать тему досконально, а в школьных условиях это не всегда возможно.

При этом главным минусом образования на дому преподаватели называют отсутствие обычного человеческого общения, которое ребенку просто необходимо. Ведь школа – это не только получение знаний и подготовка к ЕГЭ, это умение общаться в коллективе, выстраивать отношения со взрослыми, дружба, для кого-то первая любовь, совместные поездки, участие в соревнованиях и олимпиадах. Это огромный пласт жизни, когда ребята взрослеют, обзаводятся друзьями, отношениями, впечатлениями, увлечениями и прочим. И лишать ребенка возможности радоваться вместе со своими ровесниками жизни, заперев его дома, в угоду родительскому пренебрежительному отношению к школьной системе, наверное, не совсем правильно.

Конечно, читая данный материал, вы можете сослаться на то, что ваш ребенок интроверт, малообщителен, дома ему лучше. Соглашусь, ситуации бывают разные, и каждую необходимо рассматривать отдельно. Есть детки, которые не вписываются в коллектив, им сложно: они чувствуют себя «белыми воронами», при этом одноклассники могут относиться к ним как к «козлам отпущения» – это неправильно и недопустимо. Если классный руководитель не пытается эту ситуацию изменить, значит надо думать либо о переводе в другую школу, либо о домашнем обучении. Если ребенок к общению расположен, заводит друзей, пусть и в небольшом количестве, зачем его лишать возможности учиться с другими детьми?

Приведу в пример случай из жизни. Одна моя знакомая, по образованию учитель русского языка и литературы, отправив свою дочь в первый класс, после окончания первой четверти поняла, что сама может преподнести любой материал лучше. Несмотря на протесты бабушки, педагога той же самой школы, документы забрали, до конца учебного года девочка просидела дома, занималась и ходила сдавать темы. Во втором классе маме стало понятно, что ребенку не хватает общения – стали посещать центр развития, заниматься музыкой. Потом пошли дальше – театральный кружок: у ребенка появилось общение по интересам. Закончилось все тем, что девочку отдали в частную школу, куда мама устроилась работать учителем русского языка и литературы. Вывод из всей этой истории один: какой бы индивидуальностью ни был ваш ребенок и как бы вам не хотелось как можно дольше участвовать в его жизни, лишать его общения со сверстниками все же не стоит.