Общество

Дар Эльдара

Не стало Эльдара Рязанова – человека, имя которого ассоциируется у любого россиянина с самим понятием «кино», а также с Новым годом…

30.11.2015 20:50:29

ФОТОРЕПОРТАЖ

И тут не надо никаких пояснений, поскольку всякий знает, как именно провожается в России каждый уходящий год и как встречается каждое приходящее новолетие.

Эльдар Александрович не дожил до зимы. А всего лишь через месяц мы всей страной будем вновь смотреть незаменимые «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Так будет ещё много-много лет. Ведь, наверное, и после нас будет продолжаться типовая застройка, а люди будут пить за здоровье и готовить заливную рыбу… и, несомненно, будет идти снег.

Рязанову теперь всегда будет 88 лет.

Он был человеком особого вида, за фамилией которого не обязательно указывать род деятельности и какие-то регалии… Такое бывает, но всё-таки не очень часто. Произносишь «Эльдар Рязанов», и всё встаёт на места и без уточнений наподобие этих формальностей: «советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт, драматург, педагог, профессор; Народный артист СССР; лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР»...

Конечно, все награды Рязанова – заслуженные. И не может быть по-другому; ведь это режиссёр Рязанов создал совершенно шедевральные фильмы, которые – все как один – не просто бесконечно хороши, но и неизменно любимы народом. Перечислю некоторые: «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Небеса обетованные», «Старые клячи»… Если говорить образно, то это просто какой-то вертикальный взлёт. Прежде всего, профессиональный. Но и карьерный, конечно. Эльдар Рязанов – имя, которое знают во всём мире. Это что-то вроде знака качества, но в киношной среде. Что-то вроде антонима скуке.

фильмы Рязанова делают человека лучше; они способны вызвать сочувствие, милосердие. Они – для души.

Рязанов обладал даром делать настоящую, даже эталонную комедию. Причём действительно умную, тонкую, исповедальную работу. Редчайшее свойство! Ведь «заставить» человека заплакать всё-таки значительно проще. Действительность такова, что слеза будто только повода ждёт. А у искреннего смеха (с причиной), да ещё и над самим собой – иная природа. И вызвать его не всякий умеет.

Поэтому вопреки тяжести момента призываю вас к следующему: давайте пересмотрим наши любимые рязановские фильмы. Дома, с семьёй, с друзьями или в одиночестве. Чтобы вновь сделаться чуточку моложе, искренней и добрее…

Эльдар Александрович, спасибо Вам за эту возможность!