Экономика

В Госдуме обсудили развитие гидроэнергетики России

В нем приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, энергетических компаний, отраслевых ассоциаций, научных и общественных организаций

03.07.2018 10:35:23

В Госдуме обсудили развитие гидроэнергетики России
В Госдуме обсудили развитие гидроэнергетики России Фото: pixabay.com

Участники подробно обсудили текущее состояние гидроэнергетики в России и проблемы, которые мешают более активному развитию отрасли, сообщает пресс-служба "РусГидро".

На территории России сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия занимает второе, после КНР, место в мире, опережая США, Бразилию, Канаду. Однако Россия использует свой гидроэнергетический потенциал достаточно скромно. Сегодня степень его освоения составляет лишь 10%. К примеру, в Канаде этот показатель составляет 32%, Китае 41%, Бразилии – 48%, а в США – 52%.

Однако, несмотря на потенциальную привлекательность, инвесторы не демонстрируют высокий уровень заинтересованности во вложениях в развитие гидроэнергетики из-за отсутствия адекватного нормативного регулирования отдельных вопросов и избыточного регуляторного воздействия со стороны контрольно-надзорных органов.

Одна из наиболее существенных проблем, как показал круглый стол, – проблема правового статуса водохранилищ до момента их наполнения водой, а также нормативно установленных требований по порядку их строительства и финансирования.

В соответствии с нормами Водного кодекса, заполненное водохранилище – это объект федеральной собственности, в то же время в период подготовки к наполнению с точки зрения норм Градостроительного кодекса водохранилище не является объектом капитального строительства. Это создает серьезные затруднения при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию уникального по своей правовой природе объекта – водохранилища, а также в планировании и финансировании затрат.

Для решения этой проблемы необходимо внесение изменений в градостроительное законодательство: оно должно устанавливать прозрачные и понятные для всех участников процесса процедуры принятия решений о строительстве водохранилищ, их проектировании и финансировании, выполнении строительных работ, а также приемке водохранилищ в эксплуатацию.

Еще одной проблемой в области гидроэнергетики участники Круглого стола назвали риск пересмотра контрольно-надзорными органами класса опасности гидротехнических сооружений в период функционирования ГЭС. Повышение класса опасности уже находящихся в эксплуатации гидротехнических сооружений не только требует дополнительных финансовых затрат, которые исчисляются миллиардами рублей, но и в отдельных случаях может привести к консервации или даже ликвидации ГЭС по причине технической невозможности реализации предписываемых мер.

Эта проблема также решается изменениями в законодательстве о безопасности гидротехнических сооружений, которые должны увязать основания и порядок назначения и изменения класса опасности гидротехнического сооружения с особенностями проекта и условиями эксплуатации гидроузла.

Кроме того, необходимо упорядочить процесс освоения территорий в нижних бьефах ГЭС. В результате отсутствия должного регулирования на уровне местных администраций в зонах, подверженных рискам затопления, непрерывно увеличивается количество жилой застройки в нижних бьефах ГЭС. Несмотря на целый ряд нормативных требований, данная проблема до настоящего момента не решена.

Как отметили участники обсуждения, региональные органы власти не должны допускать застройку в зонах, где возможны подтопления во время половодья.

Сегодня еще одна проблема – избыточность требований в области безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Законодательство обязывает собственников энергообъектов проводить сложно реализуемые и дорогостоящие мероприятия по созданию инженерно-технических средств охраны, которые могут быть заменены более современными, эффективными и простыми по исполнению решениями. Кроме того, предприятия гидроэнергетики вынуждены нести затраты по защищенности объектов транспортной инфраструктуры, проходящих по гидротехническим сооружениям.

Требуемый уровень защищенности, по мнению гидроэнергетиков, может быть обеспечен и менее затратными, но более эффективными современными техническими методами, а вопросы защищенности должны решаться собственниками объектов инфраструктуры

Наконец, еще одним актуальным для гидроэнергетики вопросом является вопрос расчета ущерба водно-биологическим ресурсам от строительства и эксплуатации ГЭС, а также определения справедливой стоимости компенсации нанесенного ущерба. Сегодня в оценке воздействия на окружающую среду отсутствует понятная и адекватная методология такого расчета. Использование устаревшей методики, которая не учитывает особенности функционирования ГЭС, использование водных ресурсов без их изъятия, приводит к серьезному завышению ущерба и неоправданному наложению обязательств на владельцев ГЭС.

Для решения разногласий между владельцами ГЭС и регулирующими органами необходимо совершенствование нормативной и методической базы по определению ущерба водным биологическим ресурсам.