Экономика

6% МСБ-компаний экспортируют свою продукцию за рубеж

В конце декабря 2017 года независимое исследовательское агентство MAGRAM Market Research провело IV волну Индекса ОПОРЫ RSBI — ежеквартального исследования бизнес-настроений малого и среднего бизнеса, организованного Опорой России совместно с Промсвязьбанком

06.03.2018 10:57:38

6% МСБ-компаний экспортируют свою продукцию за рубеж
6% МСБ-компаний экспортируют свою продукцию за рубеж Фото: pixabay.com

В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджмент 2810 компаний сектора МСБ из 24 регионов России.

Помимо основных вопросов, присутствующих в каждой волне, в конце 2017 года в исследование был добавлен «экспортный блок»: предпринимателей спросили, что и куда они экспортируют, или почему не выходят на внешние рынки.

Согласно опросу, в сегменте малого и среднего бизнеса экспортерами являются 6% всех компаний-респондентов.

Из них по географии деятельности компании-экспортеры распределились следующим образом: 61% поставляет свою продукцию/услуги в страны СНГ, Таможенного союза и бывших республик СССР, включая Прибалтику, и 48% – в страны т.н. «дальнего зарубежья».

Практически половина компаний (48%) поставляет на экспорт конечную продукцию, еще 22% экспортируют услуги. 16% занимаются дистрибуцией (поставляют товары и услуги, произведенные другими компаниями), 11% экспортируют компоненты для производства конечной продукции и 13% — сырье или материалы для дальнейшей переработки.

Причины, по которым компании МСБ не выходят на зарубежные рынки достаточно разнообразны:

  • 46% говорят о том, что их бизнес связан непосредственно с местом его нахождения и не предполагает более широкого распространения;

  • 10% отмечают, что за рубежом на их продукцию/услуги нет спроса;

  • высокую конкуренцию, другие стандарты производства или оказания услуг назвали по 9% респондентов;

  • столько же опрошенных считают, что стоимость и характеристики их продуктов/услуг неконкурентоспособны на зарубежных рынках;

  • 7% респондентов находят свои продукты/услуги интересными для зарубежных рынков, но не знают, как и кому их предложить;

  • 3% не занимаются экспортом из-за различных законодательных или бюрократических сложностей.