Духовность

Троица. Праздник трех ипостасей Бога

Сегодня православный мир празднует один из значимых праздников – Троицу. Праздник Пресвятой Троицы идет неразрывно от Пасхи и Вознесения, являясь заключительным праздником домостроительства, смысл которых – победа над смертью и сошествие Святого Духа.

04.06.2017 09:02:20

ФОТОРЕПОРТАЖ

На пятидесятый день после Пасхи (десятый день после Вознесения) ученики, как им и заповедовал Христос, обрели Святой Дух. В связи с этим событием в день Пятидесятницы церковь празднует и чтит Пресвятую Троицу, а на следующий день воспевает Святой Дух. Таким образом, Пятидесятница – праздник Пресвятой Троицы.

Сошествие Святого Духа на учеников произошло в воскресенье, что тем самым еще раз обозначило важность этого дня в православной жизни. Следует отметить, что согласно св. Никодиму Святогорцу, в воскресенье было начато создание мира и твари, поскольку в этот день был сотворен свет. В воскресенье началось воссоздание и обновление мира, и в воскресенье же сошел Святой Дух. Всё создание было сотворено Отцом при участии Сына и Святого Духа, обновлено Сыном при благоволении Отца и при содействии Святого Духа, а завершено Святым Духом, исходящим от Отца и посылаемого в мир через Сына. Еще раз подтверждая нам, что энергия Троичного Бога является единой и нераздельной. Как писал Василий Великий, говоря о первом, втором или третьем лице Пресвятой Троицы, мы не различаем Их по достоинству, превосходству или силе, но по образу Их бытия.

Надо отметить, что некоторые религии не признают Святую Троицу. В православии же день Пятидесятницы стал фактически днем рождения церкви. В этот день апостолы получили крещение Святым Духом. Сразу же после воскресения Христос сказал ученикам: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5). Сойдя на учеников, Святой Дух крестил их. Дом, в котором находились ученики, наполнился Духом Святым, сделав Его духовной купелью. Евангелист Лука пишет: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). Сошествие Духа Святого – это великое знамение любви Божией. А сам человек носит образ Живоначальной Троицы. Ум, говорят, образ Отца, слово – образ Сына Божия, и дух как Дух Святой, который и в Отце, и в Сыне пребывает.

В этот день Господь даровал нам новое благодатное рождение в таинстве крещения, когда даруется благодать Духа Святаго, и потом подается она во всех таинствах церковных. В этот день мы вспоминаем великое торжество веры. Таким образом, люди, приняв таинство Крещения, становятся членами церкви и соединяются с Богом в своих помыслах и вере с другими людьми.

Важно понимать, что нисхождение Святого Духа в день Троицы ни в коем случае не означает, что раньше Он не присутствовал на земле и не пребывал рядом с людьми. Это, скорее, говорит о том, что Бог приходит на землю разными ипостасями, помогая людям различным способом. В Ветхом Завете Святой Дух является едва уловимо, как дуновение, как звук, как шелест ветра, как озарение пророков, в день Пятидесятницы Святой Дух более зрим, принимая ощутимый
облик.

Сами по себе люди достаточно самостоятельны, Господь наделил их свободной волей. Но «само­ властность» человечества была повреждена, люди не могут достигать желаемого с легкостью, поскольку слишком сильны искушения, страсти душевные и телесные, которым человек добровольно подчинился. Лишь Божья сила может помочь человеку укрепить его волю, что и написано в Ветхом Завете: «Господом уготавливается хотение» (прит. 8:35). Тем самым прибегая в молитве к Святой Троице, мы усиливаем нашу просьбу к Богу по всем трем лицам: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

По­ разному обращаются к Святому Духу. Наиболее умилительным является обращение «Утешитель». Так называл Святого Духа сам Христос, сказав своим ученикам перед страданиями: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16­ 16). Христос нарекает Святого Духа Утешителем, который придет на помощь в трудную минуту разлуки и напомнит ученикам о том, что говорил Христос. «Утешитель же Дух Святый, которого пришлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). До сих пор, памятуя эти слова, мы в молитве обращаемся: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины», как к скорому помощнику в спасении наших душ. Тот в свою очередь не только утешает, но и помогает бороться с соблазнами, протягивая просящему руку помощи, помогая идти путем соблюдения заповедей.

В заключение хотелось еще раз остановиться на том, что праздник, который нам предстоит встретить, – это праздник единосущной и нераздельной Троицы. Святой Дух единосущен Сыну и Отцу, поскольку все три лица Святой Троицы имеют единую природу и единую славу. Таким образом, где присутствует Христос, там пребывает и Дух, а где пребывает Дух, там находится и Христос.

Традиционно на Троицу все храмы украшаются березами, поскольку береза раньше остальных деревьев украшает себя сережками. Кроме того, славяне считали, что береза имеет большую жизненную силу.

В это день в храмах произносится три колено-преклоненные молитвы во время праздничного богослужения, а пол храма устилают травой. Как правило, веточку березы хранят после Троицы дома у икон весь год.

На Руси на Троицу накрывали праздничный обед под березками в саду, а если приходили бедные просить милостыню, отказа в этот день не получали.

По материалам издательства «Сибирская Благозвонница»