Троица. Праздник трех ипостасей Бога
Сегодня православный мир празднует один из значимых праздников – Троицу. Праздник Пресвятой Троицы идет неразрывно от Пасхи и Вознесения, являясь заключительным праздником домостроительства, смысл которых – победа над смертью и сошествие Святого Духа
04.06.2023 07:02:20
ФОТОРЕПОРТАЖ
На пятидесятый день после Пасхи (десятый день после Вознесения) ученики, как им и заповедовал Христос, обрели Святой Дух. В связи с этим событием в день Пятидесятницы церковь празднует и чтит Пресвятую Троицу, а на следующий день воспевает Святой Дух. Таким образом, Пятидесятница – праздник Пресвятой Троицы.
Сошествие Святого Духа на учеников произошло в воскресенье, что тем самым еще раз обозначило важность этого дня в православной жизни. Следует отметить, что согласно св. Никодиму Святогорцу, в воскресенье было начато создание мира и твари, поскольку в этот день был сотворен свет. В воскресенье началось воссоздание и обновление мира, и в воскресенье же сошел Святой Дух. Всё создание было сотворено Отцом при участии Сына и Святого Духа, обновлено Сыном при благоволении Отца и при содействии Святого Духа, а завершено Святым Духом, исходящим от Отца и посылаемого в мир через Сына. Еще раз подтверждая нам, что энергия Троичного Бога является единой и нераздельной. Как писал Василий Великий, говоря о первом, втором или третьем лице Пресвятой Троицы, мы не различаем Их по достоинству, превосходству или силе, но по образу Их бытия.
Надо отметить, что некоторые религии не признают Святую Троицу. В православии же день Пятидесятницы стал фактически днем рождения церкви. В этот день апостолы получили крещение Святым Духом. Сразу же после воскресения Христос сказал ученикам: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5). Сойдя на учеников, Святой Дух крестил их. Дом, в котором находились ученики, наполнился Духом Святым, сделав Его духовной купелью. Евангелист Лука пишет: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). Сошествие Духа Святого – это великое знамение любви Божией. А сам человек носит образ Живоначальной Троицы. Ум, говорят, образ Отца, слово – образ Сына Божия, и дух как Дух Святой, который и в Отце, и в Сыне пребывает.
В этот день Господь даровал нам новое благодатное рождение в таинстве крещения, когда даруется благодать Духа Святаго, и потом подается она во всех таинствах церковных. В этот день мы вспоминаем великое торжество веры. Таким образом, люди, приняв таинство Крещения, становятся членами церкви и соединяются с Богом в своих помыслах и вере с другими людьми.
Важно понимать, что нисхождение Святого Духа в день Троицы ни в коем случае не означает, что раньше Он не присутствовал на земле и не пребывал рядом с людьми. Это, скорее, говорит о том, что Бог приходит на землю разными ипостасями, помогая людям различным способом. В Ветхом Завете Святой Дух является едва уловимо, как дуновение, как звук, как шелест ветра, как озарение пророков, в день Пятидесятницы Святой Дух более зрим, принимая ощутимый
облик.
Сами по себе люди достаточно самостоятельны, Господь наделил их свободной волей. Но «само властность» человечества была повреждена, люди не могут достигать желаемого с легкостью, поскольку слишком сильны искушения, страсти душевные и телесные, которым человек добровольно подчинился. Лишь Божья сила может помочь человеку укрепить его волю, что и написано в Ветхом Завете: «Господом уготавливается хотение» (прит. 8:35). Тем самым прибегая в молитве к Святой Троице, мы усиливаем нашу просьбу к Богу по всем трем лицам: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
По разному обращаются к Святому Духу. Наиболее умилительным является обращение «Утешитель». Так называл Святого Духа сам Христос, сказав своим ученикам перед страданиями: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16 16). Христос нарекает Святого Духа Утешителем, который придет на помощь в трудную минуту разлуки и напомнит ученикам о том, что говорил Христос. «Утешитель же Дух Святый, которого пришлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). До сих пор, памятуя эти слова, мы в молитве обращаемся: «Царю небесный, Утешителю, Душе истины», как к скорому помощнику в спасении наших душ. Тот в свою очередь не только утешает, но и помогает бороться с соблазнами, протягивая просящему руку помощи, помогая идти путем соблюдения заповедей.
В заключение хотелось еще раз остановиться на том, что праздник, который нам предстоит встретить, – это праздник единосущной и нераздельной Троицы. Святой Дух единосущен Сыну и Отцу, поскольку все три лица Святой Троицы имеют единую природу и единую славу. Таким образом, где присутствует Христос, там пребывает и Дух, а где пребывает Дух, там находится и Христос.
Традиционно на Троицу все храмы украшаются березами, поскольку береза раньше остальных деревьев украшает себя сережками. Кроме того, славяне считали, что береза имеет большую жизненную силу.
В это день в храмах произносится три колено-преклоненные молитвы во время праздничного богослужения, а пол храма устилают травой. Как правило, веточку березы хранят после Троицы дома у икон весь год.
На Руси на Троицу накрывали праздничный обед под березками в саду, а если приходили бедные просить милостыню, отказа в этот день не получали.
По материалам издательства «Сибирская Благозвонница»