Духовность

Петр и Павел: Апостолы по призванию

12 июля православная церковь чтит память первоверховных и всехвалебных апостолов Петра и Павла

11.07.2017 12:56:10

Петр и Павел: Апостолы по призванию
Петр и Павел: Апостолы по призванию Фото: shutterstock.ru

Чтобы лучше понять, почему столь разные проповедники стали символом единого целого, давайте обратимся к истории жизни Петра и Павла.

Так, Петр был одним из учеников Христа при Его земной жизни, Павел же, напротив, не имел никакого отношения к евангельским событиям. Петр был простым галилейским рыбаком – прямо скажем, ремесло не самое простое, а вот доход всегда зависел от удачи. Столичные же жители относились к провинциалам из Галилеи свысока. Одним словом, не удивительно, что Петр (Симон) и его брат Андрей, услышав приглашение странствующего Проповедника «идите за Мною», бросили сети и отправились за Иисусом. Так и стали первыми призванными апостолами.

Павел (Савл - до обращения ко Христу), напротив, был из элиты. Родился он в эллинском городе Тарсе, родом был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его и назвали. Вместе с тем, он был по рождению римским гражданином - редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав. Образование он получил в Иерусалиме у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Павел принадлежал к числу фарисеев – ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Имея столь разные судьбы, по характеру апостолы были похожи. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике. А самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам пустился в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

Симон же, будучи еще рыбаком, на себе ощутил чудеса Христова благословения. Так, однажды, после неудачной рыбалки, Христос говорит Петру: закинь сети еще раз. Рыбак повиновался, и сети принесли ему необычайный улов. Однако Петр посчитал, что недостоин такой милости. Обращаясь к Господу, он говорит: "Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный".

В то же время, когда Спаситель шел по воде, Петр, напротив, просил: "Повели мне идти к тебе по воде". Правда, усомнившись, Петр начал тонуть, но ведь шел сначала, подтверждая свою веру!

Петру свойственно быстро действовать, если речь идет о вере, нет в нем сомнения. Видимо, поэтому Христос называет Петра камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь.

В жизни каждого из апостолов был переломный момент, после которого вера их лишь укрепилась, а поступки стали более осмысленны. Так, Павлу по дороге в Дамаск явился воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). Эта встреча стала решающей. Павел посвятил жизнь проповеди, в которой восхвалял Христа.

У Петра же переломным моментом стало отречение от Христа в день, когда взяли Его. Как и предсказывал Христос, Петр трижды отрекся от Него. И только крик петуха стал жутким укором и напоминанием Петру о предательстве. Слезы раскаяния душили Петра, а голос Спасителя заставил апостола осмыслить происходящее. Он трижды спросил Петра: "Любишь ли ты Меня?". Как трижды отрекся, так трижды Петр в покаянии произнес, что любит. На что глас Спасителя ответил: "Паси овец Моих".

Оба апостола прекрасно понимали, что за любовь Христову придется платить спокойствием и комфортом. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18).

Мученическая смерть ожидала обоих апостолов и оба они были к ней готовы. Петр видел, как Учитель был распят, и это укрепляло его дух, а Павел сам мучил христиан. Петр и Павел были казнены в Риме в 60-е годы от Рождества Христова, еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Как мы видим, различий между апостолами было много. Так, например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Павел же говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), тем самым подтверждая, что семейная жизнь не всегда может быть помехой миссионерству.

В заключение хочется привести цитаты из проповедей первоверховных апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей. По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).


Подготовлено при поддержке издательства "Сибирская Благозвонница"