Духовность

Иоанн Предтеча: крещение во оставление грехов

Сегодня православные христиане отмечают рождество святого Иоанна Предтечи. Приходом Иоанна Крестителя (так принято называть в народе святого пророка) завершается история ветхозаветной церкви и открывается эпоха Нового Завета

07.07.2023 07:02:00

ФОТОРЕПОРТАЖ

Как свидетельствует Евангелие, даже Спаситель называет Иоанна Предтечу больше, чем пророком, и принимает от него Крещение | Фото: Мария Ракова

Согласно Евангелию от Луки, Иоанн Предтеча родился в семье праведного священника Захарии, а матерью его была праведная Елисавета из рода Ааронова. Родители Иоанна Крестителя до преклонного возраста не имели детей, очень скорбили по этому поводу и молили Бога о пополнении в семействе. Рождение Иоанна Предтечи было предсказано архангелом Гавриилом, явившимся отцу во время его служения в храме. Но поскольку все мы люди слабые в естестве своем, то и Захария, потеряв всякую надежду, усомнился в истинности пророчества, за что и онемел до момента наречения имени новорожденному младенцу.

Кроме того, евангелист Лука отмечает, что мать Иоанна Предтечи приходилась родственницей Матери Божией, но вот степень родства из этих записей непонятна. Никифор Каллист же, ссылаясь на священномученика Ипполита Римского, писал, что мать Елисаветы была родной сестрой праведной Анны, матери Богородицы.

Евангелисты отмечают, что «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Но каким образом Иоанн Предтеча оказался в пустыне, и что случилось с его родителями, не уточняется. Возможно, это связано с приказом царя Ирода об избиении вифлеемских младенцев.

Таким образом, о детстве и юношестве Иоанна Крестителя дошли лишь скудные обрывки. А вот служение свое, как пишут евангелисты, он начал в «пустыне Иудейской» и возле Иордана.

Евангелисты Матфей и Марк особое внимание уделяют аскетичному образу жизни пророка. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом.

Основным содержанием проповеди Иоанна Крестителя было «крещение покаяния». Евангелист Матфей уточняет, что Иоанн Предтеча проповедовал покаяние ввиду приближения Царства Небесного. Другой важной составляющей проповеди Крестителя было и возвещение прихода Сильнейшего, то есть Иисуса Христа. Большое значение в проповедях Иоанна Предтечи имело и ветхозаветное учение о «пути Господнем»: «пути праведности», «пути исполнения заповедей», «пути мира».

Народ считал Иоанна Крестителя пророком, а некоторые – Мессией. В те времена среди иудеев было распространено мнение, что пророки в Израиле исчезли, а те, кто выдает себя за них, являются лжепророками. При этом сами ожидали пришествия эсхатологического (последнего) пророка. Возможно, это было связано с тем, что без него многие считали невозможным восстановление истинной царственной власти в Израиле.

Как свидетельствует Евангелие, даже Спаситель называет Иоанна Предтечу больше, чем пророком, и принимает от него Крещение.

Событие Крещения Господня – одно из ключевых в новозаветной истории. В диалоге с Иоанном Спаситель говорит, что смысл Его крещения от Иоанна Крестителя в том, чтобы «исполнить всякую правду», понимая под «правдой» божественное правосудие и верность Бога обетованиям, данным патриархам. Вода же в Крещении используется как очищение и дарование новой жизни. Таким образом, Крещение является не актом частного характера, а составной частью домостроительства спасения, исполнением Божественного замысла о спасении. Напомним, что когда Спаситель принимал Крещение, сошел Дух Святой «как голубь», подтверждая высшее провидение.

Печальная история смерти Иоанна Предтечи известна многим по картинам. Согласно евангелисту Луке, Иоанн Предтеча был арестован из-за того, что обличал Ирода Антипу за брак с Иродиадой и «за все, что сделал Ирод худого». Также отмечается, что Ирод не хотел убивать Иоанна Крестителя, поскольку считал его святым и слушал его наставления. Кроме того, Ирод был трусоват и побаивался гнева народа, который почитал Иоанна Предтечу пророком. Однако на пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей дочери Иродиады. По наущению матери дочь попросила в качестве награды голову Иоанна Крестителя. Ироду ничего не оставалась, как исполнить данное при всех обязательство. Жена домоправителя Иродова Хузы погребла главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, а тело было погребено в Севастии, где совершилось злодеяние.

По преданию, дочь Иродиады Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова находилась надо льдом. Голову несчастной принесли Ироду с Иродиадой, как когда-то принесли на блюде главу Иоанна Крестителя…

Подготовлено при поддержке издательства "Сибирская Благозвонница"