Духовность

Донская икона Божией Матери

1 сентября Русская православная церковь празднует день Донской иконы Божией Матери, с которой соединяются многие светлые воспоминания из далекого прошлого России

29.08.2016 12:35:03

Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери Фото: Фотохроника ТАСС

Так, именно во времена битвы русских войск с мамаевыми полчищами все россияне объединились под знаменами великого князя Дмитрия Иоанновича Донского. Пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой и икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви города Сипотина. Этот образ был помещен на древко, как хоругвь, и все время, пока продолжалась война, находился среди русских войск. Когда наступило 8 сентября 1380 года, и предстояла славная и решительная битва с Мамаем на знаменитом Куликовом поле, образ стали носить среди православных воинов для их ободрения.

Трогательную картину описывает историк Карамзин: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, - Дмитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верой в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские полчища».

После Куликовской битвы донские казаки поднесли князю эту икону в дар. Дмитрий сначала поместил ее в Московском Успенском соборе, а потом перенес во вновь построенный Благовещенский собор. Причина, побудившая князя к перенесению иконы из одного собора в другой, пояснена в сделанной на обратной стороне иконы надписи: «Благовещение Богоматери». Икона с тех пор стала известна под именем Донской.

Но есть и другое предание, которое утверждает, что Донская икона Богоматери сначала стояла в Коломенском Успенском соборе. Царь Иван Васильевич Грозный, собираясь в 1558 году в поход на Казанское царство, долго и усердно молился перед ней о даровании победы. Когда Казань была взята, царь распорядился перенести Донскую икону Богоматери в Москву.

В 1591 году в пределы России вторглись крымские татары. Они под предводительством крымского царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея подошли к самой Москве и раскинули свой стан при реке Котлы, на Воробьевых горах. Появление татар было полной неожиданностью для жителей столицы. Царствовавший в то время Федор Иоаннович был поставлен в очень затруднительное положение: значительная часть его войск находилась в Новгороде, защищая этот город от шведов, а оставшейся части было недостаточно для отражения внезапно появившихся врагов. Уповая на помощь свыше, царь приказал совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой Богоматери и затем поставить ее среди ополчившегося на брань войска. Ночью царь Федор Иоаннович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богоматери: она утешила его и пообещала свою помощь. Действительно, скоро татары, испугавшись какой-то невидимой силы, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан.

В память о чудесно дарованной победе над татарами царь Федор Иоаннович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во времена битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем поместили Донскую икону и установили ежегодное празднование 1 сентября (19 августа по старому стилю) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В 1686 году 7 мая Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении последняя была встречена государями Иваном, Петром и царевной Софьей.

В настоящее время икона из Благовещенского собора Кремля находится в Третьяковской галерее. Один раз в году, накануне дня празднования Донской иконы Пресвятой Богородицы, образ из Третьяковской галереи привозят в Донской монастырь, где поклониться ему может каждый верующий. Икона написана на кипарисовой доске и имеет в высоту 86,5 см, а в ширину – 67 см. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая сохранила следы испытаний наполеоновских солдат, которые приняли ее за медную.

В обычные дни в Донском монастыре можно поклониться точному списку с подлинной чудотворной иконы, подобные списки хранились также во многих российских городах.

Подготовлено при поддержке издательства «Сибирская Благозвонница»