Афиша

«Русский зодчий Афанасий Середин-Сабатин: у истоков современной архитектуры в Корее»

Ставшие символом новой Кореи Ворота Независимости в Сеуле, особо значимый «Дворец проникающего света», бывший королевской библиотекой (Чунмёнджон),  и всем известный «Павильон умиротворенного созерцания» (Чонгванхон)  во дворце Токсугун  – всё это творения русского зодчего Афанасия Середина-Сабатина

31.01.2018 15:38:09

«Русский зодчий Афанасий Середин-Сабатин: у истоков современной архитектуры в Корее»
«Русский зодчий Афанасий Середин-Сабатин: у истоков современной архитектуры в Корее» Фото: Предоставлено организаторами

Его корейские историки архитектуры считают одним из ключевых имён корейской архитектуры Нового времени. Российский подданный, выходец из дворянской семьи, жил и работал в Корее с 1883 по 1904 годы и стал автором около двух десятков проектов зданий и сооружений для императорского двора, из которых реализовано по меньшей мере 14, создав тем самым уникальный прецедент, с которого началось признание европейской архитектуры корейцами. По инициативе и при поддержке ФГБУК АУИПИК и Министерства культуры РФ впервые были проведены натурные обследования и профессиональная архитектурная фотосъёмка сохранившихся построек Середина-Сабатина в Сеуле и Инчхоне. Фотографии объектов авторства Маргариты Фединой и интереснейшие факты о творческом наследии зодчего, собранные историком-корееведом Татьяной Симбирцевой и историком архитектуры Светланой Левошко, станут основой выставки, которая пройдет со 2 февраля по 18 марта в Музее русского искусства, располагающемся в исторической городской усадьбе Н.Е.Струйского в Токмаковом переулке. Затем экспозиция отправится в Сеул.

Афанасий Иванович Середин-Сабатин (1860-1921) был человеком уникальной судьбы – одним из тридцати первых в корейской истории европейцев, нанятых правительством Империи, первым русским на корейской службе, первым русским, вступившим на землю центральной Кореи, отцом первого европейца, родившегося на корейской земле, личным другом императора Коджона и даже единственным свидетелем убийства королевы Мин во время японского вторжения. Зодчий работал в Корее в ту пору, когда стране только предстояло создать свои представления о потребностях Нового времени и новой архитектуре. Поэтому ценность его творчества заключается не столько в архитектурных особенностях созданных им произведений, сколько в самом факте появления их внутри совершенно другой традиции. Жизнь и деятельность Середина-Сабатина является совершенно удивительным фактом русского культурного присутствия в Корее на рубеже веков, однако его имя пока остается практически неизвестным в России, в отличие от Кореи. Выставка призвана  кардинально изменить это положение и отдать должное нашему соотечественнику,  неординарной личности и деятельной натуре, сыгравшей значительную роль в зарождении современной архитектуры в Корее в ХХ веке. Корейские ученые считают, что для изучения «корейской архитектуры Нового времени нет более важной фигуры». Он признан первым в истории официальным архитектором, работавшем в Инчхоне, составителем первого генерального плана застройки и причалов (1888), первого парка западного типа, таможни и представительств. Новаторство российского архитектора по достоинству оценено корейской общественностью, однако для соотечественников Середин-Сабатин до недавнего времени оставался неизвестным персонажем, и будущая выставка станет первым полноценным источником знаний о мастере, положившем начало новому архитектурному облику Кореи.

В экспозиции будет представлено более 50 архитектурных фото ключевых сохранившихся построек Середина-Сабатина в Сеуле и Инчхоне: мемориальные Ворота независимости (1897), башня русской дипломатической миссии в историческом районе Чондон, зримо представляющая историю корейско-русских отношений периода «открытия Кореи», королевская библиотека («Дворец проникающего света»), «Павильон умиротворенного созерцания» и другие. «Архитектор его величества короля Кореи», как сам себя в переписке называл Сабатин, соединил в своей работе традиционно-корейское и западное влияние, что стало символом обновляющейся и постепенно входящей в мировое сообщество Кореи в короткий, но очень значимый для Империи период правления Коджона.

2 февраля  – 18 марта, 

Музей русского искусства.
Усадьба Струйских.
Москва, Токмаков пер., 21/2 с.1