Афиша

Ростислав Мусаев: Молодежи нужно больше возможностей реализовывать свои идеи

Фильм «Герасим» режиссера-дебютанта Ростислава Мусаева был впервые показан широкой публике на международном кинофестивале «В кругу семьи» в Ярославле

30.11.2017 16:02:11

Ростислав Мусаев: Молодежи нужно больше возможностей реализовывать свои идеи
Ростислав Мусаев: Молодежи нужно больше возможностей реализовывать свои идеи Фото: пресс-служба режиссера

Затем картина начала активно появляться и на других международных кинофестивалях: в Москве, в Крыму и других местах… В это же время режиссер заканчивает новый проект, фильм «Блаженный».  О премьере и новом фильме мы беседуем с Ростиславом Мусаевым.

- Ростислав, расскажите, как фильм «Герасим» принимают зрители?

Первое ожидание — чтобы зрители пришли. Второе — чтобы никто не ушел (смеется). Все, что происходило, превысило все мои ожидания. В этом году у фильма было несколько фестивалей, мне хочется каждому сказать «СПАСИБО». Я понял, хорошо бы «Герасим» пошел именно в регионах. В Москве зритель другой, у него другие ожидания от кино, а во всей остальной России фильм бы точно зашел!

- Мы знаем, что вы общаетесь со зрителями. О чем они вас спрашивали?

Вопросов было много, кто-то спросил, верую ли я в Бога. Для меня этот фильм — дань моим родственникам, многие из которых служили в церкви. Мой дядя священник, и дедушка был им, я в религии всю жизнь. Бабушка до сих пор надеется, что я пойду по стопам деда. Пока я отдаю свой долг так, фильмами. Мне продолжают говорить, что я выбрал слишком сложную тему, но мне она близка и понятна.

Однажды ко мне подошел молодой человек, пожал руку и дрожащим голосом стал говорить, что теперь хочет кардинально сменить жизнь. Пацану было лет 18. Это шок! Но это круто, значит, мы делаем все правильно. Понравился комментарий: «очень тяжело сделать доброе — хорошо».

- Как зрители воспринимают актеров, кто им особенно нравится?

Молодежи, конечно, нравится Лукерья Ильяшенко, сыгравшая журналистку Кристину. Старшему поколению понравился Герасим (Георгий Витязев), у которого это был дебют в кино. Я изначально искал актера без фильмографии на эту роль, чтобы зритель его не ассоциировал с другими героями.

Очень не нравится Петр, и это та реакция, которой мы и добавилась. Андрей Харыбин невероятно добрый и позитивный человек в жизни, но он настолько профессиональный актер, что смог показать на экране персонаж, который вызывает полное отторжение. И восторг вызвала роль Андрея Шевченкова (отец Осергий), кто-то даже подумал, что в этой роли у нас был настоящий священник. Это тоже похвала. Речи, которые говорит отец Осергий, написаны и сыграны так глубоко, что ты смотришь и понимаешь: вот это мощь! Со всем ими я бы с удовольствием еще поработал.

Особенно переживал за первую часть фильма, она идет тяжелее финала. Много длинных сцен, долгих планов. Смеялись немного, но душевно. Сцена, где жители городка несут кирпичи Петру, главному бизнесмену, считающему, что ему принадлежит весь город, сработала неожиданно для меня. И эпизод с бандитами, лежащими в лесу на снегу, где их бросил Герасим, вызвал сильную реакцию.

- Как появилась идея этого фильма, имеет ли она отношение к действительности, и как шла работа над фильмом? Мы слышали, что все произошло достаточно быстро.

История вымышленная, написана сценаристом Вадимом Тартаковским. Сняли за рекордные 17 дней, и весь цикл кинопроизводства занял меньше 4,5 месяца. А бюджет фильма меньше 15 миллионов рублей. В конце мая состоялся первый показ в Москве, где присутствовали наши знакомые.

В фильме несколько жанров, в том числе я бы выделил некую мистику, которая мне интересна и близка. Я хотел немного больше таких моментов добавить, но в итоге многое убрал. Изначально Кристина у меня была демоном, но мы сделали ее человеком. С этой героиней у нас открытый финал.

О чем фильм «Герасим»?

Фильм о том, что не бывает черного и белого, добра и зла. Что каждый человек глубже, сложнее и многограннее, чем мы видим… О том, что каждый имеет право на второй шанс, право на прощение. Если о сюжете, то фильм рассказывает о немом бездомном, который за свою особенность получил от народа прозвище Герасим. Он служит в сторожке возле провинциальной церкви, ведет аскетичный образ жизни и помогает всем вокруг. В эту тишину вторгаются тени его прошлого. Герасим оказывается не тем, за кого себя выдает…

- Что делаете сейчас, может, будет продолжение Герасима?

Нет, продолжения не будет. В августе мы  сняли новый фильм «Блаженный». Если коротко, то там идет противостояние добра и зла, и тоже не обойдется без темы веры и прощения. Хотя проект по своей сути более мистический! Месяц с художником-постановщиком мы ездили по областям в поисках идеального места, где можно снять историю, произошедшую в 19 веке. Спустя несколько недель определились, это будет деревня недалеко от Торжка! Время там словно замерло. В общем, скоро сами все увидите!

- Расскажите подробнее про новый фильм «Блаженный»?

Съёмки прошли очень быстро и времени на подумать было мало. Сняли ещё быстрее, чем первый фильм. Это, с учётом того, что кино историческое и в нем много декораций, которые пришлось строить. Долго шили костюмы. Короче, нам некогда было скучать. Мне кажется, нет такого режиссера, который в конце съёмочного периода сказал бы, что всем доволен. Но у меня получилось все, что я задумал. В целом, скорее да, чем нет. Не хватило смен и времени на подготовку. К сожалению.

- О чем этот фильм?

Мы, люди, очень легко "ведемся" на все золотое и красивое, забывая про главные благодетели. Собственно, история про то, как лукавый разными способами испытывает человека. Нам надо иногда оглянуться и думать, ради чего, собственно, мы существуем и что ценим в мире, и в ближних своих.

- Как режиссер, вы дебютировали в этом году. А как пришли в профессию?

По специальности я продюсер кино и телевидения, около 10 лет работаю в киноиндустрии. Начинал рабочим на площадке, дошел до должности директора съемочной группы. Но в определённый момент переключился на составляющую "творцов" и стал работать вторым режиссёром. И я чувствовал, что именно это интересно. Но до режиссуры было далеко. Со временем, набираясь площадочного опыта, и почувствовал силы на это. Режиссер — это не возраст, это осознанность выбора и понимание того, что ты делаешь! Самая лучшая школа — это практика, именно на площадке я изучал режиссуру. Просмотры фильмов, рецензии критиков, книги, учебники — без этого тоже не обошлось. 

Российский кинематограф открыт к молодым режиссерам, или в нем место только мастодонтам?

Сейчас в кино огромная конкуренция, и тяжело не только молодым  - всем непросто. Сложно входить в профессию, особенно в режиссуру. Мне кажется, много режиссеров могли бы получиться из тех, кто имеет большой жизненный опыт. Молодым тяжело из-за отсутствия того самого жизненного опыта и наблюдения. Не всегда понимаешь, как может и должен вести себя персонаж, если в твоей жизни подобного не было. Но тут скорее внутренние проблемы, чем внешние. С другой стороны, ты можешь придумать героя, которого знаешь ты. И это будет выглядеть молодо и свежо. И молодость в кино нужна, незаштампованный свежий взгляд позволяет идти на эксперименты и создавать нечто новое.

Да, это факт, что уже известные режиссеры не просто занимают сетку в кинотеатрах, но и получают основные государственные гранты на кино. Хочется, чтобы больше внимание уделяли молодым, давали им карт-бланш даже. Молодой режиссер, работающий с небольшой командой «за идею», может снять фильм и за 50.000$, тогда как для крупного фильма такой суммы хватит лишь на один съемочный день. У молодежи должно быть больше возможностей реализовывать свои идеи. У кого-то это получается. Но в основном это частные инвестиции, связи, увы.